Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева располагает большим и разнообразным фондом декоративно-прикладного искусства.
Одной из самых значительных коллекций фонда является коллекция фарфора и керамики, насчитывающая более двух тысяч экспонатов русских, западноевропейских и восточных заводов. Эта коллекция пополняется уже на протяжении 120 лет, с момента основания музея в 1885 г. художником-маринистом, коллекционером А.П. Боголюбовым, внуком писателя А.Н. Радищева. Наиболее полно и разнообразно представлены в коллекции западноевропейские производства, в частности, производства Франции.
Начало музейной коллекции фарфора было положено А.П. Боголюбовым, однако большинство подаренных им предметов являются изделиями немецких, голландских, русских, китайских и японских заводов. Вплоть до революционных лет в музейном собрании французское фарфоровое производство не было представлено совсем. Первые поступления относятся к 1919-1920 гг. Большая часть коллекции французского фарфора, насчитывающей более двухсот предметов, пришла в музей из Ленинградского государственного музейного фонда в 1920-е гг., в частности, в 1928 г. поступило более полусотни вещей.
Большой блок в собрании составляют вещи Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре из мягкого фарфора, достаточно редкие в музейных собраниях. Другую крупную часть коллекции составляет твёрдый фарфор частных заводов: это произведения семи Парижских производств, трёх Парижских живописных мастерских и Лиможского керамического центра.
Севрский фарфор, бесспорно, является ценнейшей частью французской коллекции. В собрании Радищевского музея (имеется несколько предметов, относящихся к достаточно раннему времени Севрского производства – 1750-ым - 1760-ым годам. В это время завод переезжает из Венсенна, где он был основан, в Севр и работает в стиле рококо. Стиль этот, нашедший своё полное воплощение во Франции во II четверти XVIII в., отрицает неподвижность и чёткие конструкции, он декоративный и подвижный по своей сущности. Если поначалу Севр испытывал влияние Майсена, то к этому времени завод сформировал свой собственный вариант рококо, яркий и изысканный. Остановимся только на некоторых, знаковых вещах этого периода.
С самого основания Севр начал работать с особой массой, pâte tendre, т. н. мягким фарфором, изобретённым французскими керамистами ещё в XVII в. Мягкий фарфор и его глазурь отличаются от твёрдого фарфора составом и, как следствие, более низкой температурой обжига. Благодаря этому краски не выгорают, палитра используемых цветов расширяется. Разнообразные цветные фоны стали "маркой" Севрского фарфора XVIII в., хотя начали применяться в подражание Майсену. Самой знаменитой является бирюзовая краска "bleu céleste", изобретённая в 1753 г. химиком Жаном Элло. Набор для мороженого (1759 г.), состоящий из небольшого подноса и 6-ти чашечек, украшен популярным в конце 50-х гг. мотивом – бирюзовыми переплетающимися лентами. Такая форма чашечки для мороженого разработана на Севре в 50-х гг., так что набор является одной из самых ранних типологий такого рода.
Другими типично Севрскими цветными фонами были "королевский" синий, ярко-зелёный, нежный розовый "Помпадур", жёлтый и редко удававшийся фиолетовый цвет. Примером розового "Помпадур" может служить небольшой лоток с волнистым краем. По его борту проходит розовая широкая полоса, золотые рокайльные завитки и решётки, по зеркалу роспись корзины с цветами и фруктами. Это изделие имеет марку 1761 г. и знак Севрского живописца Жана-Батиста Тандара-старшего (Jean-Baptiste Tandart, l'aîné).
Кроме цветных однотонных фонов были любимы и орнаментальные. Червеобразный узор "vermiculé" покрывает ажурными золотыми извивающимися линиями фиолетовый фон маслёнки и тарелки (1760 г.). В продолговатых резервах, обрамлённых золотыми завитками, и на зеркале полихромные изображения экзотических птиц. Многоцветная роспись, так же как и золочение, были особыми привилегиями Севра: согласно королевскому указу, ни одна другая мануфактура Франции не могла их использовать. XVIII в. во Франции стал временем, когда интерьеры становятся более интимными и изысканными, даже изнеженными. И в искусстве, и в литературе наступает время увлечения необычным, экзотическим. Конечно, этому способствовало и развитие науки, и расширение географических горизонтов. Одним из любимых мотивов на фоне новых стилевых тенденций стало изображение птиц - фарфор никогда не забывал своего китайского происхождения. На Севрских вещах птицы сидят на ветках, летают, идут по траве… Птицы берутся с гравюр и из популярного атласа натуралиста Г. Бюффона.
В 1770-1780-е гг. появились новые приёмы декорирования, новые орнаментальные фоны. Это время, когда изысканный стиль рококо в декоративно-прикладном искусстве сменяется т.н. стилем Людовика XVI (французским неоклассицизмом). На Севре формы середины XVIII в. продолжают своё существование, но обретают более строгие, порой геометризованные очертания. Роспись становится спокойнее. В мягком фарфоре входит в моду простой белый фон. Раппортный орнамент и чёткое чередование вытесняют свойственную рококо асимметрию декора.
70-ми годами XVIII в. можно датировать чашку с блюдцем, расписанные Венсаном Тайандье (Taillandier). Чашки подобной цилиндрической формы "litron" были разработаны модельером завода Жаном-Клодом Дюплесси и выпускались на Севре на протяжении всего XVIII в., начиная с 1752 г. Они использовались не только для чая, но и для кофе и шоколада. К ним всегда изготавливались глубокие блюдца с прямыми бортами. Эти предметы расписаны новым узором "Тайандье", который ввели на заводе в 1770 г.; они покрыты голубым фоном и усеяны белыми кружочками, обведёнными пунктиром. В шахматном порядке на вещах расположены круглые резервы с розами, обрамлённые золотыми лавровыми венками. Эти элементы – первые признаки неоклассицизма, оказавшего влияние на всю систему декора на фарфоре.
С середины XVIII столетия на Севре началось производство больших столовых и десертных сервизов. Состав сервизов определялся особенностями французской кухни этого времени. Изысканный век требовал большого количества перемен блюд, а для этого нужно много посуды: тарелок, блюд, супниц, соусников, приборов для специй, чайных приборов... Количество предметов в некоторых сервизах могло доходить до тысячи. Севр делал сервизы не только для своего королевского двора, но и для иностранных заказчиков. В России в это время царила мода на всё французское, включая и французскую кухню, поэтому на Севр поступали заказы из России на сервизы или покупались уже сделанные.
В собрании Радищевского музея есть несколько предметов, входивших в большие сервизы, и часть этих вещей находилась некогда в обширной коллекции князей Юсуповых. Одним из самых знаменитых представителей своей фамилии был, пожалуй, Николай Борисович Юсупов. Он собрал огромную коллекцию книг, картин, скульптур, произведений прикладного искусства, в том числе фарфора. В 1919 г. Юсуповский дворец на Мойке был национализирован и превращён в галерею, в которой была выставлена фамильная коллекция. В 1925 г. галерея была закрыта.
В коллекцию Радищевского музея в 1928 г. из Музейного фонда пришли три предмета из т.н. "Юсуповского десертного сервиза" - мороженица, лоток и поддон с горшочками для конфитюра. В Эрмитаже находятся десять предметов этого сервиза, остальные разошлись по музеям страны. Сервиз датирован 1783-84 гг. и был лично куплен Юсуповым на Севре в 1784 году. Он выполнен из мягкого фарфора с бирюзовым фоном, с золотыми гирляндами по фону и цветочными в белых резервах. Формы сервиза традиционны для XVIII в. Поддон с горшочками для конфитюра и лоток имеют знак живописца Иреля де Шуази (Hirel de Choisy).
Две тарелки в коллекции музея, имеющие неоклассические черты, также входили в крупные сервизы (их принадлежность коллекции Юсупова также возможна, но пока не подтверждена). Часто сервизы имели названия, например, по характеру декора. В конце 80-х – начале 90-х гг. производился десертный сервиз "Сад" ("Jardin"), в который входила одна из тарелок. Она датирована маркой 1788 г. и имеет знак мадам Жерар (Guerhard), работавшей на фабрике в эти годы. Этот строгий растительный декор, получивший название "Сад", был популярен в конце XVIII в. Несколько предметов этого сервиза находятся в Эрмитаже. Интересна судьба этого сервиза. Он активно бытовал в России, о чём свидетельствуют доделки, произведённые на ИФЗ, естественно, из твёрдого фарфора, и маркированные эпохой Екатерины II, которые имеются в коллекции Радищевского музея. Кроме того, в музее находится тарелка, произведённая на Юсуповском заводе в Архангельском с этим же декором. Производство доделок вместо утраченных сервизных предметов было распространено: доделывались как отечественные сервизы, так и иностранные. При этом старались как можно точнее воспроизвести оттенки красок и особенности росписи оригинальных вещей. Таким образом, в одном сервизе могли соседствовать не только разновременные вещи (процесс производства больших комплектов мог быть длительным), но и вещи разных заводов и разных стран.
Другая тарелка относится к 1790-м гг. Сервиз получил название "Арабесковый" за изящный декор по борту из арабесок, образованных мелкими цветочками. По центру белого зеркала расположен небольшой медальон с полихромным изображением птички. Медальон, согласно новым вкусам революционных лет, обрамлён простой синей полосой с золотым жемчужником. Тарелка имеет знак мастера-живописца Мишеля-Габриэля Комлена (Michel-Gabriel Commelin).
Твёрдый Севрский фарфор в коллекции музея представлен меньшим количеством предметов. В 1768 г. недалеко от Лиможа были открыты залежи каолина, и с 1772 г. было налажено производство твёрдого фарфора наравне с мягким. Случалось, что в пределах одного сервиза могли находиться вещи и твёрдого, и мягкого фарфора. Новый материал открыл новые пластические и декоративные возможности.
В последней четверти XVIII в. увлечение экзотикой Востока, в частности Китаем и Японией, привело к тому, что европейские мастера стали производить вещи в "китайском стиле". Это направление получило название "шинуазри". На Севрских изделиях появились сценки из жизни китайцев на фоне восточных пейзажей, архитектуры, экзотических растений. В собрании Радищевского музея имеются вещи твёрдого фарфора, редко встречающиеся в музейных коллекциях. Это две тарелки и чашка с блюдцем с имитацией китайских лаков. Роспись в стиле «шинуазри» исполнялась по чёрному фону золотом и серебром. Серебро со временем тускнело, и в конце XVIII в. его стали заменять платиной, сохранявшей цвет и блеск. Чашка с блюдцем (1790-е гг.) украшены простым решётчатым узором и цветами, напоминающими китайскую цветущую вишню. На обороте предметов стоит довольно распространённый знак мастера "L.". Скорее всего, судя по годам работы на Севре и специализации, он принадлежит прекрасному мастеру шинуазри, живописцу и позолотчику Луи-Франсуа Леко (Louis-François L'Écot).
Тончайшая миниатюрная роспись на тарелках двуцветным золотом и платиной исполнена двумя не менее блестящими специалистами в стиле шинуазри – Жан-Жаком Дьё и Луи-Франсуа Леграном (Louis-Antoine Le Grsnd). Обе тарелки относятся к 1791-1792 гг. Они поступили в коллекцию из Музейного фонда. Скорее всего, эти вещи также происходят из обширного Юсуповского собрания.
XVIII в. остался в истории золотым веком искусства фарфора, а Севр этого периода оказал значительное влияние на технологическое и художественное развитие европейского фарфорового производства.
Петрова В.Е., старший научный сотрудник,
хранитель коллекции керамики и стекла