22 апреля 2011 года в Музее истории города Ярославля открылась выставка «На страже Мира и Kультуры», посвященная Пакту Рериха – первому в истории международному договору в защиту культурных ценностей.
Еще на рубеже XIX – XX веков в России всемирно известный художник, философ, путешественник Николай Константинович Рерих начал активную борьбу против разрушения исторических памятников архитектуры. Выступая в различных обществах, печатая свои очерки и статьи, он обращался к русской интеллигенции с призывом «узнать и полюбить Русь», беречь и защищать древние сокровища – национальное достояние России. Он был убежден в том, что «не знающий прошлого не может мыслить о будущем».
Через несколько десятилетий международной деятельности художника, его прекрасная идея воплотилась в жизнь. Гуманистические устремления Н.К.Рериха нашли горячую поддержку мировой общественности. Идею Пакта поддержали: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк и многие другие деятели науки и культуры. Именно 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне представители 21 страны Американского континента в присутствии президента Ф.Рузвельта подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот документ стал широко известен как Пакт Рериха. Художником было также разработано и предложено Знамя Мира – отличительный флаг, который предлагалось размещать над объектами культуры в качестве охранительного символа.
15 апреля, в День подписания Пакта Рериха по инициативе Международной Лиги защиты Культуры во многих странах мира отмечается День Культуры. В Литве этот праздник принят на государственном уровне.
На открытии выставки "На страже Мира и Культуры" в Музее истории города собрались представители общественных организаций Ярославля, студенты Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, жители города, неравнодушные к его судьбе.
В.Г.Извеков, председатель Комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры, искусства, сохранения исторического и природного наследия отметил: «Выставка состоит из двух частей. Одна из них посвящена Пакту Рериха – первому в истории документу, который объединил весь мир в желании сохранить культурные достижения человечества. Вторая часть посвящена состоянию памятников Ярославля и их проблемам. Обе части гармонично связаны и экспозиция смотрится очень целостно". Он также напомнил присутствующим, что по предложению ученых России и Индии Знамя Мира, разработанное Н.К.Рерихом, было поднято над Музеем истории Ярославля в 2009 году.
С.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества сказал: «Выставка утверждает роль Культуры. Н.К.Рерих Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев - все они говорили и писали о том, что именно культура является движущей силой истории и прогресса. Решение проблем культуры приводит к решению экологических и экономических проблем». По мнению академика Д.С.Лихачева: «Никакие экономические программы и политические изощрения не возымеют успеха, если будут опираться на невежественного, полудикого, эгоистичного человека, лишенного духовных критериев и подлинных жизненных ценностей». Обращаясь к депутатам Государственной думы, Д.С.Лихачев также предлагал размещать Знамя Мира над объектами культуры и закрепить эту идею законодательно.
В экспозиции ярославской выставки «На страже мира и культуры», подготовленной талантливым художником Натальей Мякотой, представлены документы, рассказывающие об истории создания Пакта Рериха и Знамени Мира. Редкие фотографии, любезно предоставленные Музеем имени Н.К.Рериха (Москва) показывают ужасы разрушения памятников во время Великой Отечественной войны и в наши дни. Перед зрителями предстают гибнущие памятники Югославии, расстрелянная талибами статуя Будды в Бамиане (Афганистан).
100 лет назад была написана статья Н.К.Рериха «Тихие погромы», посвященная неумелой реставрации ярославского храма Иоанны Предтечи в Толчкове: «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно, – писал он после путешествия по древнерусским городам. – Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного <…> Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной». Слова из названия этой статьи стали нарицательными. «Тихие погромы» продолжаются в Ярославле и по сей день. На выставочных стендах, подготовленных сотрудниками Ярославского областного отделения ВООПИиК и Ярославского Рериховского общества сконцентрированы основные проблемы памятников Ярославля.
Посетители музея могут познакомиться с картой, на которую нанесены объекты, незаконно построенные в историческом центре Ярославля, в зоне охраны ЮНЕСКО. Ярославский архитектор О.А.Мазанова установила четкие геометрические формы, вдоль которых расположены памятники Ярославля. Раньше архитекторы чувствовали гармонию исторической среды города. Современные специалисты не обращают на нее никакого внимания.
В.И.Сафронов, председатель Ярославского областного отделения ВООПИиК, рассказал посетителям Музея о проблемах памятников Ярославля. На выставке представлена панорама Волжской набережной с нанесенной на нее гостиницей, которую планирует построить компания «Rusresorts». Схема, подготовленная Ярославским областным отделением ВООПИиК показывает насколько безнадежно будет испорчен вид на ярославскую набережную с Волги, если этот проект реализуется. Новый планетарий нарушает историческую среду сразу вокруг трех памятников архитектуры федерального значения: Церкви Николы Мокрого, дома Иванова и Манежа. Дом Чарышниковых (костел) – объект культурного наследия Федерального значения, находится в аварийном состоянии и требует незамедлительной реставрации. Культурно-развлекательный комплекс на Первомайском бульваре построен в месте древнего земляного вала, на границе «Земляного города». По регламентам новое строительство здесь запрещено.
«Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее», - писал Н.К.Рерих. Ярославль меняется на глазах. Уходит очарование старинного русского города. На улицах появляются дома современной архитектуры, которые совершенно не вписываются в историческую среду города.
Новая экспозиция никого из ярославцев не оставила равнодушным. Было предложено сделать выставку «На страже мира и Культуры» передвижной и показать ее в различных культурных и образовательных учреждениях Ярославля.