20 апреля в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника перед зрителями предстали 33 работы, выполненные во время проведения приуроченного к 125-летию со дня рождения поэта Габдуллы Тукая этно-арт-проекта «Песнь о Шурале».
С лёгкой руки Тукая, который по примеру Пушкина и Лермонтова переложил на поэтический язык сюжет одной из татарских сказок, Шурале превратился в самого популярного национального персонажа. Его именем был назван первый татарский балет, он фигурирует в книжных иллюстрациях, скульптурах, произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Однако за всё время существования написанной в 1907 году сказочной поэмы Шурале ещё не изображали таким образом, как это было сделано в Елабуге. Большая часть работ представляет собой двухметровые доски с силуэтом мифического обитателя леса, расписанные на самый разнообразный манер, начиная от традиционного отображения персонажа и заканчивая собирательными образами леса, лета, весны или орнаментальными декоративными композициями.
В начале своей поэмы Тукай описывает цветущий лесной край и только после этого переходит к главному сюжету. В нём рассказывается о джигите, который отправился ночью за дровами в лес и встретил там Шурале – лесного жителя, убивающего людей с помощью щекотки. Сообразительному джигиту удалось перехитрить коварного духа. Он попросил его помочь перенести на арбу большое бревно, ствол которого был расщеплён клином. Но как только Шурале покрепче взялся за бревно, засунув пальцы в щель, дровосек выбил клин и защемил «орудия» щекотки. Таким образом, уже в сказочной поэме татарского поэта Шурале показан не тираном, а жертвой, вызывающим у читателя скорее не страх, а сочувствие.
Ещё дальше пошли многие художники, участники проекта в Елабуге, представив его зрителям то влюблённым юношей с цветами в руках, то подобием играющего на свирели пастушка, то поющего или захваченного вдохновением. Для кого-то из них Шурале стал символом утраченного людьми неразрывного единения с природой («Страж леса», «Тишина», «Трепещущий лес»). Но, пожалуй, наиболее явственно метаморфозы, произошедшие с образом татарского лешего, обозначились в работах двух авторов. В «Скинутой маске» Вадима Бакалдина чёрная личина Шурале сброшена к его ногам, открывая зрителям светлый облик лесного духа. Две работы Фариды Садриевой, выполненные в контрастной чёрно-белой и красно-синей гамме, носят названия «В чаще леса» и «Бессмертный Шурале». В первой автор использовала преимущественно чёрный, а во второй – белый цвет, также тем самым сделав акцент на том, что истинная сущность Шурале несёт в себе положительное начало.
Классический образ – «Шурале в ночном» – создал Глеб Голубев, изобразив неуёмного весельчака скачущим на лошади под высоким звёздным небом. Оригинальную интерактивную композицию «Родное село» выполнил автор идеи елабужского проекта Салават Гилязетдинов, соединив две расписанные доски, в центре которых было вырезано отверстие в виде головы Шурале. И сами художники, и посетители выставки с удовольствием позировали, выглядывая в это фигурное отверстие.
Состав участников арт-проекта был на этот раз на редкость разнообразным. Вместе с известными художниками Татарстана и Башкортостана образы Шурале создавали семь будущих дизайнеров из Камского института искусств и дизайна, трое их преподавателей и даже мастер, занимающийся художественной ковкой металла. Впрочем, и сами профессиональные художники продемонстрировали, что им подвластны не только кисти и краски. Хамит Латыпов, например, умудрился сделать фактически многофигурную скульптурную композицию «Лесная поляна» из искусно прорезанных досок, в которых можно усмотреть не только стилизованные деревья и кустарники, но и несколько образов Шурале, проглядывающих сквозь эту лесную чащу.
Трёх авторов проекта жюри отметило особыми призами – художников Глеба Голубева, Хамита Латыпова и студентку Юлию Шабурову. В её работах под названием «В мыслях о Тукае» и «К свободе» уже ощутимо прослеживаются и концептуальный подход, и чувство цвета, и неординарное художественное дарование.
Большое количество дизайнеров наложило свой отпечаток на колористику и стилистику образов Шурале, созданных в Елабуге. Они получились преимущественно яркими, многоцветными, выполненными порой на основе чётких линейных композиций и открытых цветов. Фактура дерева в большинстве работ оказалась скрытой под слоем акриловых красок, за исключением «Шурале с цветком» и «Шурале с птицей» (художник Хамза Шарипов) и «Влюблённого Шурале» Алмаза Хисамутдинова. Последний использовал в своей композиции ручную резьбу по дереву, а подставку к ней выковал из металла.
Надо сказать, часть участников проекта уже не в первый раз соприкасалась с творчеством Габдуллы Тукая. В прошлом году, например, студенты Камского института искусств и дизайна занимались проектированием книг по мотивам его произведений, а затем создавали ассоциативные образы на основе творчества поэта в технике линогравюры. Уфимские художники Салават Гилязетдинов и Глеб Голубев выполнили авторские книги поэзии Габдуллы Тукая с использованием в качестве иллюстраций чёрно-белой графики. При этом первый работал в техники граттажа, а второй – линогравюры. На выставке, открывшейся 20 апреля в музее-заповеднике, была развёрнута экспозиция этих работ. А стены малого зала украшали рисунки учащихся двух художественных школ Елабуги, подготовивших иллюстрации к произведениям Тукая и портреты поэта.
В результате получилась необычайно оригинальная выставка, в которой нашли отражение поэзия и изобразительное искусство, традиции и их развитие на основе современных подходов, творчество начинающих художников и признанных мастеров.
Надо сказать, что через неделю после открытия выставки работы участников этно-арт-проекта «Песнь о Шурале» совершили путешествие в Казань, где 26 апреля проходили главные торжества по случаю 125-летия со дня рождения Габдуллы Тукая. Так что многоликого елабужского Шурале увидели не только казанцы, но и многочисленные гости, приехавшие в столицу республики отметить юбилей великого татарского поэта.
Людмила Пахомова, журналист ЕГМЗ (фото автора)