17 апреля в Музее истории города Ярославля была организована торжественная программа, посвященная Дню Культуры.
Этот праздник связан с принятием 15 апреля 1935 года первого в мире Международного Договора об охране культурных ценностей человечества, идея которого принадлежит выдающемуся деятелю мировой культуры Николаю Константиновичу Рериху. Этот Договор известен миру как Пакт Рериха.
Во время подготовки Пакта Н.К.Рерих выступил с предложением проведения Мирового Дня Культуры. Он писал: «Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Для этого будем не только всемерно охранять наши культурные наследия, в которых выразились высокие достижения человечества, но и сердечно, жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать Дух человеческий».
С 1998 года по инициативе Международной Лиги защиты Культуры в разных городах России отмечается День Культуры. Ярославль также присоединяется к тем, кто считает этот праздник культурного единения важной датой календаря, и проводит его уже не первый год.
В этом году День Культуры в Музее истории города Ярославля открылся концертом. Дивный голос певицы Екатерины Лованской, дипломанта Всероссийского конкурса, исполнившей арии из классических опер, настроил зрителей на высокий лад, а юный музыкант Константин Воронов (педагог Ю.Ф.Поляков) заворожил аудиторию своей игрой на блок-флейте. Эту небольшую, но яркую музыкальную программу сопровождала концертмейстер, член Союза композиторов Л.В.Янковская.
Затем председатель Ярославского Рериховского общества С.В.Скородумов рассказал собравшимся об истории Дня Культуры. Он отметил, что в Литве этот памятный день уже стал государственным праздником, а в Тамбове официально учрежден местными властями как ежегодный городской праздник. День Культуры широко отмечается в городах Сибири, Санкт-Петербурге, Твери, на Украине. В Ярославле это движение пока еще набирает свою силу, хотя истоки великого замысла Пакта Рериха имеют непосредственное отношение к нашему городу. Именно с Ярославля началось в 1903 году большое путешествие семьи Рерихов по России, во время которого и родилась идея защиты памятников культуры от разрушения, как в военное, так и в мирное время. Ярославцам эта идея очень дорога, потому что в их древнем русском городе, наполненном памятниками старины, есть что защищать.
Размышляя о роли культуры в эволюции человечества, организаторы праздника решили сделать акцент на космической тематике. Зрителям была представлена видеопрограмма «Русский космизм: на пути в будущее», подготовленная сотрудниками Ярославского Рериховского общества И.М.Себелевой и А.Р.Тихоновым.
Передовые деятели науки и культуры утверждают, что главная особенность наступающей эпохи, в которую вступает наша планета – это переход к новому космическому мировоззрению. Его формирование началось на рубеже 19 и 20 веков. Именно тогда в России возникло такое передовое явление мышления как русский космизм. Оно проявилось в разных сферах человеческого творчества: в разработках передовых ученых – К.Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского, В.М.Бехтерева; в трудах русских философов – Н.Федорова, В.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского; в творчестве художников, музыкантов, поэтов Серебряного века – М.Чюрлениса, Н.Рериха, М.Врубеля, А.Скрябина, А.Блока и многих других.
Русские космисты были уверены, что человек в основе своей имеет космическое происхождение, является частью Космоса и развивается по его законам, независимо от того признает он это или нет.
Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий других планет, проблем астероидной и кометной опасности показало человечеству зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости и от всего Космоса в целом. И сегодня человечество, как и в древности, но уже научно, начинает осознавать свою неразрывную связь со Вселенной. Ученый-космист Владимир Иванович Вернадский утверждал: «Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе».
Среди представителей русского космизма нельзя не вспомнить Николая Константиновича Рериха, чье творчество внесло большой вклад в формирование нового космического мировоззрения. Он видел в человеке сотрудника Космических сил и был уверен, что со временем человечество выйдет за пределы планеты и вольется в жизнь Дальних Миров. В этом ключе надо рассматривать и уникальную философскую систему, принесенную в мир Рерихами – Учение Живой Этики, которое повествует о космической эволюции человечества. В нем объединились мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки. Оно созвучно идеям русских ученых, философов, деятелей искусства Серебряного века. Ученые называют Живую Этику философией космической реальности. Проводятся научные конференции по изучению этой философской системы, защищаются диссертации, издаются научные труды. Живая Этика указывает на то, что главной двигателем эволюции человека является культура. Не так называемая массовая культура, а культура как результат развития духа человеческого.
В 2004 году при Международном Центре Рерихов был создан Объединенный научный центр проблем космического мышления. В его организации участвовали представители самых серьезных академий России. Этот новый научный центр ведет широкую научную деятельность и публикует труды ученых, работающих в этой области. Несомненно, авторитетными трудами в разработке направления космического мировоззрения являются книги академика РАЕН, генерального директора Центра-Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Развивая идеи наследия Рерихов, она размышляет о сложнейших космических процессах мироздания. В своих книгах Л.В.Шапошникова предупреждает о том, что новое космическое мышление не может утвердиться уже сегодня или завтра. Человечеству предстоит огромная работа по переосмыслению картины мира и своего места в нем.
В программе, представленной посетителям музея, было также рассмотрено проявление русского космизма в искусстве. Необычное искусство первых художников-космистов (М.Чюрленис, группа «Амаравелла») явило миру красоту иных миров и приблизило к пониманию Вселенной. К сожалению, они были не поняты и их ждала трагическая судьба, а подобное творчество в России было запрещено на долгие годы. Но искусство — это область духа, а дух уничтожить невозможно. И на новом рубеже столетий в России вновь наступило время, когда космическое искусство снова заявило о себе и стало бурно развиваться. Современные художники-космисты (О.Высоцкий, А.Маранов, Г.Соколовская, Е.Войнова и многие другие) своим искусством убеждают: жизнь человека не может ограничиваться только земными рамками, он должен открыть для себя космическую беспредельность.
Итак, явление русского космизма, по сути, раскрыло великое предназначение человека, смысл которого – космическая эволюция или иначе говоря – совершенствование.
В завершение праздника его участники пришли к выводу, что стремление в Космическую Беспредельность было и остается одним из самых лучших человеческих устремлений. Человек, стремящийся к познанию, постепенно открывает свой внутренний космос и все более осознает себя частью единой космической реальности.
Вот как писал об этом поэт В.Голубев:
Человек как звезда рождается
Средь неясной тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!