Министерство культуры РФ, Государственная Третьяковская галерея, Комитет по культуре Курской области, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
представляют 35-ю выставку проекта "Золотая карта России"
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-XX ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ КУРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ им. А.А.ДЕЙНЕКИ
Пресс-конференция состоится 21 апреля в 14.00
Вернисаж - 21 апреля в 16.00
Выставка открыта с 22 апреля по 31 июля 2011
Инженерный корпус, 2-й этаж, Лаврушинский переулок, 12
Открывающаяся выставка федерального проекта "Золотая карта России" продолжает знакомить столичную публику с лучшими музейными собраниями российских регионов. Зрители увидят около 60 произведений, среди которых полотна русских мастеров XVIII-XX веков, и работы XVI-XIX столетий итальянской, голландской, французской и швейцарской художественных школ из яркого и разнообразного собрания Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки.
История галереи традиционна для русской провинции: коллекция старше, чем сам музей. Начало формирования собрания относится к периоду создания Губернского историко-археологического и кустарного музея (1903-1905). Первые произведения поступали в коллекцию как пожертвования частных лиц. Основа собрания будущей галереи сложилась в послереволюционные годы по преимуществу из картин, изъятых из национализированных курских дворянских имений Барятинских, Шварцев, Нелидовых и Ребиндеров. Однако идея открыть музей искусств была осуществлена только в 1935 году, когда для этого были выделено около 200 произведений из художественного отдела Краеведческого музея. В этом же году пополнил собрание своими работами знаменитый уроженец Курска А.А.Дейнека, чье имя присвоено галерее в 1969. В дальнейшем фонды музея росли за счет различных государственных институций, в том числе - поступлений из региональных и центральных музеев, среди которых была и Государственная Третьяковская галерея. В настоящее время в собрании музея более 8 000 экспонатов - живопись, скульптура, рисунок, произведения народного и декоративно-прикладного искусства отечественных и западноевропейских мастеров.
Выставка знакомит с самыми интересными работами Курской картинной галереи.
В разделе западноевропейского искусства 13 полотен - "жемчужин" коллекции, сформированной из произведений, поступивших в основном из двух дворянских усадеб - Барятинских и Шварцев. "Натюрморт с автопортретом" итальянского мастера второй половины XVII века Франческо Мальтезе происходит из усадебной коллекции Барятинских. Несколько поколений этой княжеской семьи приобретали произведения искусства в Италии. К их коллекции относятся и холст "Св. Екатерина Александрийская" (неизвестный художник XVII века), стилистика которого близка последователям Караваджо, полотно "Голова старика" Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), а также известный по многим повторам, один из которых и находится в Курске, "Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны" (1797) кисти Э. Виже-Лебрен.
Подлинный шедевр собрания - "Портрет девочки" Федериго Бароччи (1535-1612), представителя позднего маньеризма, придворного живописца герцогов делла Ровере (Урбино). Портрет происходит из собрания наследников Великой княгини Марии Николаевны, Вице-президента Академии Художеств, собственноручно приобретавшей полотна во Флоренции. В собрание галереи картина поступила из ГМИИ в 1939 году.
Особое место в экспозиции занимает "Портрет Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, жены английского короля Георга III" кисти английского художника Алана Рамзея (1713-1784). Это полотно, принадлежащее Рыльскому краеведческому музею (Курская область), восстановлено сотрудниками реставрационного отдела галереи и иллюстрирует их высокий профессионализм. Сложнейший процесс реставрации картины запечатлен в фильме, демонстрирующемся на плазменной панели, а также на специальном дидактическом панно.
Раздел русского искусства включает свыше 40 экспонатов XVIII-ХХ века.
Среди произведений XVIII столетия - "Портрет Петра II" (тип Люддена, неизвестный художник, первая треть XVIII века), "Портрет Великой княжны Александры Павловны" (1798), выполненный В.Л.Боровиковским в связи с её предстоящим браком. Одна из самых запоминающихся картин на выставке - "Девушка с Подолья" (до 1821) кисти В.А.Тропинина, до поступления в Курскую картинную галерею принадлежавшая Третьяковской галерее.
Наиболее значительную часть собрания Курской картинной галерее составляют произведения русской живописи второй половины XIX века. В экспозицию включены картины И.Н.Крамского, В.Е.Маковского, К.В.Лемоха, пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Левитана, А.Н.Шильдера. Демонстрируется "Портрет Алёши Репина (Эпоха Пушкина)" (1916) кисти И.Е.Репина и его же этюд "Мужчина в цилиндре" (1875), относящийся ко времени работы над картиной "Парижское кафе".
Галерея владеет ценным собранием живописи начала ХХ века. Круг московских художников-участников выставок "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и "Мишень" представлен "Натюрмортом с камышом" И.И.Машкова, "Натюрмортом с красным подносом" П.П.Кончаловского (оба - 1910-е). Интересно сопоставление двух исключительных по художественному качеству портретов Р.Р.Фалька "Дама в желтой блузке (А.К.Бобровская)" 1910 года и "Парижанка (Эллиан Тайяр)" 1936 года, демонстрирующее эволюцию пластического языка мастера. Экспонируются мало знакомые московской публике образцы творчества Б.М.Кустодиева ("Девочка с цветами", 1917), В.Э.Борисова-Мусатова ("У реки", этюд, 1894), А.А.Осмёркина ("Женщина, снимающая перчатку. В.И.Морозова", 1924).
К выставке опубликован иллюстрированный каталог.