Открытие для приглашенных лиц и представителей СМИ 12 апреля 2011 года в 16.00
Выставка «Марина – дочь Шаляпина» проходит в Доме-музее Ф.И. Шаляпина в рамках Первого всероссийского фестиваля музыкальных музеев "Terra musicale-2011" и знакомит петербуржцев с частью коллекции Центрального Государственного музея музыкальной культуры им.М.И. Глинки (Москва). Осенью 2009 года московский музей приобрел документы, фотографии, мебель, посуду из римского дома Марины Федоровны Шаляпиной. Дочь великого артиста сохранила семейные реликвии, вещи и фотографии своего отца из парижской квартиры. Среди них стол ручной работы со столешницей из цельного куска дерева, изготовленный Шаляпиным и его другом художником Коровиным, если верить семейной легенде, из древней иерусалимской оливы. Также на выставке можно увидеть последнее завещание артиста, датированное 29 марта 1938 года, и программу концерта памяти Шаляпина 19 июня 1938 года в парижском зале Плейель. В этом зале состоялся один из последних концертов певца с хором кафедральной русской церкви в Париже под управлением Николая Афонского, который принял участие в отпевании и церемонии похорон Шаляпина.
Многие экспонаты выставки рассказывают о жизни самой Марины Федоровны – красавицы, удостоенной в Париже в 1931 году звания «Мисс Россия». Она была офицером итальянского флота, женой Луиджи Фредди - видного деятеля культуры Италии эпохи Муссолини. На экспозиции частично воспроизведена обстановка комнаты в римском доме Марины: портреты, предметы мебели и даже детская игрушка, обезьянка Кина, с которой она играла еще в петербургской квартире - именно ее держит в руках Марина на известном портрете Шаляпина работы Бориса Кустодиева, главном украшении нашего петербургского музея. Правда, сейчас этот портрет экспонируется в московском Доме-музее Ф.И.Шаляпина – филиале музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
А из Москвы в Петербург временно переехал портрет Шаляпина кисти Константина Коровина, написанный весной 1921 года в один из приездов Федора Ивановича в Москву. Коровин уже знал о гастрольных планах своего друга, понимал, что они могут долго не увидеться, и начал работать в один из визитов артиста к нему домой. На этом портрете артист предстает перед нами в период расцвета своего мастерства и славы. Художник выразил свое восхищение человеком, полным обаяния, энергии, ума и таланта. Это еще одно живописное объяснение в любви Коровина своему другу. Этот портрет петербургской публике будет представлен впервые.