НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Одинокий художник

c 28 марта по 18 апреля 2011Республика Татарстан
Зиннур Миннахметов
З.Миннахметов. Из серии «Хорошо». 1985 г.
З.Миннахметов. Из серии «Вечерние дни». 1992 г.
З.Миннахметов. Из серии «Хорошо». 1998 г.
З.Миннахметов. Из серии «Хорошо». 2004 г.
В январе 2008 года елабужский художник Зиннур Миннахметов передал в дар городу 40 графических листов со своими работами, отражающими различные этапы его творчества. Несколько лет они хранились в фондах Елабужского государственного музея-заповедника, а в октябре 2010 года в составе большой тематической выставки «Елабуга – источник вдохновения» были впервые представлены на обозрение зрителей в Казани.

В настоящее время в Выставочном зале музея-заповедника с работами Зиннура Миннахметова могут, наконец-то, познакомиться и елабужане. Так уж получилось, что персональные выставки художника не раз проходили в Казани, а одна даже совершила путешествие сначала в Александров, а затем в Москву. В Елабуге же его работы выставлялись в недолго просуществовавшей в подвальном помещении галерее «Провинция» (1991 г.), затем в Доме-музее И.И.Шишкина (в конце 90-х гг.) и, наконец, в Библиотеке Серебряного века ЕГМЗ (2006 г.). Но поскольку количество работ на них было довольно ограниченным, а экспозиционные площади небольшими, то только эту, недавно открывшуюся выставку, можно в полном смысле слова назвать персональной. Тем более, что она носит ретроспективный характер и охватывает временной период с 1972 по 2006 годы.

Писать о творчестве Зиннура Миннахметова всегда было очень сложно. В первую очередь потому, что его трудно уложить в прокрустово ложе каких-либо известных широкой публике направлений изобразительного искусства. Впрочем, так было не всегда. И несколько представленных на выставке работ свидетельствуют, что вначале студент Казанского художественного училища вместе с однокурсниками усердно штудировал постановочные натюрморты и прочие учебные премудрости. Затем, в течение почти 20 лет, в годы работы в Елабужской художественной школе он практически не выходил из рамок традиционного реализма. Правда уже с середины 80-х годов им был создан большой и очень своеобразный цикл графических работ, выполненных гуашью и акварелью в основном чёрно-серых тонов. Несмотря на монохромную цветовую палитру художнику замечательно удалось передать различные состояния природы: лунную ночь с озером в лугах, окутанные сумерками городские окраины, дышащие осенней хмарью или зимней оттепелью. Небольшие деревенские домики с освещёнными окнами, заборы со сломанным кое-где штакетником, курящие у изгороди мужички – от всего этого веет жизнью простой, неспешной и мирной.

И вдруг на смену созерцательному спокойствию, в котором пребывал художник, пришел настоящий эмоциональный взрыв. Впрочем, случилось это не сразу и было обусловлено многими обстоятельствами. Вспомним конец 80-х – начало 90-х годов. В стране рушился казавшийся незыблемым политический строй. В это время Зиннур Миннахметов навсегда расстаётся с художественной школой (читай – со стабильным заработком) и уходит в «свободное плавание». Творческие поиски художника чуткого ко всему, что происходит вокруг, породили цикл «Вечерние дни», полный драматизма и какого-то мистического ужаса перед крушением жизненных основ. В статье «Прозрение художника», опубликованной искусствоведом Розалиной Шагеевой в прошлогоднем июльском номере журнала «Казань», об этом говорится следующее: «Ещё в начале 1990-х годов он выступил с шокирующей серией работ в живописи и графике, где в образах человекоподобных и зооморфных существ в острой экспрессивной манере ярко отобразил кошмары и коллизии своего времени… распоясавшийся, вышедший из равновесия мир, облик города провинции, населённого полулюдьми, полуживотными, монстрами, принимающими страшные полухищные очертания, предстающими то в форме могучих когтистых птиц с человеческим лицом, то в обличье огромных коварных лис, медленно пересекающих извилистые громады города…»

Правда, отбирая работы в дар городу, Зиннур Миннахметов не включил в свою коллекцию подобные «ужастики». Из цикла «Вечерние дни» он представил только три графических листа. На одном из них по чёрной земле безудержно мчится огромный тёмный в светлых подпалинах конь с огненным хвостом и гривой. А впереди – ничего, кроме сумрачного, окрашенного тревожными красными сполохами неба. Невольно возникает ассоциация с расхристанной страной, которая несётся в неведомое, не предвещающее ей ничего хорошего будущее. Доминантой второй работы является летящая прямо на зрителей стая чёрных птиц, позади которых стоят многоэтажные дома со странными, утратившими своё место окнами, пугливо сгрудившимися то вверху, то внизу и даже выбравшимися на крышу. Мрачный эффект усиливают чёрные кроны деревьев и кровавый диск уходящего за горизонт солнца.

Ещё несколько представленных на выставке работ, которые были написаны в 1990 году, художник не отнёс к циклу «Вечерние дни». В их числе два натюрморта с рябиной и две картины с женскими образами. Однако использованные автором контрасты чёрного – белого и красного – синего цветов порождают ощущение эмоционального напряжения и тревоги, характерные именно для того периода его творчества.

По словам художника, ему никогда, даже в студенческие годы, не нравилось рисовать с натуры. Со временем он вообще перестал ходить на этюды. Но пешеходные прогулки по Елабуге совершал довольно часто, внимательно наблюдая за всем происходящим, всматриваясь в контуры домов и храмов, в силуэты деревьев, плавные линии холмов и рек.

Драматические противоречия эпохи постепенно сглаживались и избавившийся от душевных судорог Зиннур Миннахметов искал новые формы отображения жизни, адекватные его внутреннему состоянию. Последнее стало для него в какой-то момент принципиально важным. Прислушаться к себе, уловить внутренний эмоциональный настрой и рождающиеся в душе образы, – именно с такой последовательности начинается теперь создание каждой новой его картины.

Если кратко характеризовать очередной период творчества Зиннура Миннахметова, названый им лаконично и ёмко «Хорошо», то можно сказать, что он стоит на «трёх китах»: плоскостном решении композиции, предельной стилизации образов и радужной цветовой палитре. Надо признать, что подобная манера может на первый взгляд показаться многим (да наверняка и кажется) не менее шокирующей, чем то, что художник создавал в наиболее характерных работах серии «Вечерние дни». Представьте себе мозаично яркий фон холста или бумаги и на нём (в зависимости от сюжета) схематичные контуры домов, церквей и мечетей, деревьев, людей, коней, коз, плывущих по реке пароходов и парусников, заходящего солнца, древней башни на горе… Что это за изображение? К реализму его отнести невозможно, но и абстракцией подобное не назовёшь. А если взять за основу цвет и попытаться провести аналогии с импрессионизмом или фовизмом, то и здесь нас постигнет неудача: слишком велики и размыты красочные пятна, чтобы из них мог возникнуть самодовлеющий образ. Словом, так или иначе, но Зиннуру Миннахметову удалось отыскать тот неповторимый стиль, по которому сразу же узнаётся почерк автора.

Линия и цвет играют в работах Зиннура Миннахметова весьма своеобразную роль, практически не пересекаясь между собой, а существуя параллельно. Линия ведет своё повествование, а цвет – своё, в результате чего возникает двойной ритм, создающий ощущение даже не столько живого диалога, сколько многоголосой полифонии.

Кому-то его картины кажутся сильно увеличенными детскими рисунками (этот эффект становится особенно заметным, когда они предстают в книжных или журнальных репродукциях). И с конца 90-х годов художнику не раз приходилось в глаза и за глаза выслушивать нелестные отзывы о своих работах. Он не пытался спорить, что-то доказывать, потому что давно уже понял, что это – его путь, путь одинокого художника. Мастерская стала его вторым домом, в котором он проводит круглый год, не зная ни отпусков, ни выходных, работая с полной самоотдачей и тяжело перенося неизбежные периоды некоторого творческого спада.

Каждая новая картина Зиннура Миннахметова начинается отнюдь не легко и не просто. Ведь он не планирует заранее ни сюжет, ни цветовое решение, они рождаются спонтанно, по какому-то внутреннему наитию и, как правило, в процессе самой работы. Вот почему конечный итог нередко бывает неожиданным даже для самого художника. Уже много лет излюбленными его материалами являются бумага и масляная пастель. Её он равномерно растушёвывает или наносит различными по величине штрихами, использует цвета в чистом виде или смешивает их, причём иной раз совершенно неожиданным образом, – например, покрыв однотонный фрагмент мелкой квадратной сеткой другого цвета. Именно так выполнены два представленных на выставке натюрморта с цветами.

В 2004-2006 годах манера художника претерпевает существенные изменения. Цвет начинает играть в ней всё более определяющую роль. Уже не контуры, а сами дома с фантастически яркими крышами и окнами, деревья с разноцветными стволами, сучьями и кронами и не менее экзотичные люди и животные населяют мир, созданный его неутомимой фантазией. По словам художника, все эти сюжетные мотивы были навеяны Елабугой, которой он по-настоящему благодарен за всё.

Но процесс творчества не останавливается. На открытии выставки Зиннур Миннахметов сказал, что картины, сделанные им прежде, были только подступом к его нынешнему состоянию и видению, и что сейчас он создаёт совершенно иные работы, которых ещё никто не видел.

Звучит, без сомнения, интригующе. Чем же ещё удивит нас необычный елабужский художник?

Людмила Пахомова,

журналист ЕГМЗ

www.museum.ru/N42450
Ваше мнение »»

»»Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9
Проезд:См. здесь
Телефоны:(85557) 7-86-68
сайт:elabuga.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru