НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

c 19 июня по 29 сентябряСанкт-Петербург
Неизвестный австрийский художник XV века. «Три волхва». 1430-е гг. Перо черным тоном. Фотограф С.В. Суетова. © Государственный Эрмитаж, 2024
Ганс Гольбейн Старший (Hans Holbein the Elder; 1465–1524). «Успение Марии». 1500–1502 гг. Перо черным. © Государственный Эрмитаж, 2024
Вольф Хубер (Wolf Huber; 1485–1553). «Пейзаж с мостом и замком». 1520-е гг. Перо черным тоном. Фотограф С.В. Суетова. © Государственный Эрмитаж, 2024
Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer; ок. 450 – 1491). «Терзание святого Антония». 1470-е гг. Гравюра резцом. Фотограф Д.А. Боброва. © Государственный Эрмитаж, 2024
Никлаус Мануэль Дойч (Niklaus Manuel Deutsch; 1484–1530). «Неразумная дева». Лист из серии «Мудрые и неразумные девы». 1518 г. Ксилография, раскраска. © Государственный Эрмитаж, 2024
19 июня 2024 года в Государственном Эрмитаже начинает работу выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков» (залы №324–328).

«Сменная Галерея графики в очередной раз демонстрирует правильность решения о её создании. Огромная эрмитажная коллекция становится доступной при полном соблюдении условий сохранности. Знатоки могут наслаждаться медленным рассматриванием, как это и нужно для графики. В Эрмитаже всегда есть академическая выставка для гурманов и учёных, дополняющая обычную обширную программу зрелищных и философских выставок», – отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Немецкая графика раннего периода экспонируется нечасто: последняя выставка, посвящённая немецкой гравюре XV–XVI веков, проходила в Эрмитаже в 1969 году, а немецкие рисунки вообще никогда не становились предметом отдельной выставки. В 2021 году в Эрмитаже состоялась масштабная выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». Новая выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков» представляет более широкую панораму немецкого искусства этой эпохи, включая предшественников, современников и последователей великого мастера. Эрмитажное собрание немецкой графики, включающее практически все крупные имена, позволяет продемонстрировать работы значительных мастеров поздней готики, эпохи Возрождения и маньеризма. Более 150 уникальных экспонатов выставки демонстрируют удивительное разнообразие графических приёмов, материалов и техник.

Открывают экспозицию работы мастеров XV века, в том числе знаменитого Мартина Шонгауэра. Центральный раздел посвящён немецким художникам эпохи Возрождения, влиянию творчества Альбрехта Дюрера и формированию немецкой школы графики. Завершает выставку раздел, представляющий рисунки и гравюры второй половины XVI века.

Рисунки немецкой школы впервые показываются в подобном объёме. Среди экспонатов редкие листы XV века, собственноручные произведения крупнейших мастеров эпохи Возрождения – Ганса Гольбейна Старшего, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха, пейзажи художников так называемой Дунайской школы и других виртуозных рисовальщиков XVI века.

Все немецкие мастера эпохи Возрождения отдавали дань занятиям гравюрой. Оказавшись под сильным влиянием Альбрехта Дюрера, они вырабатывают некий общий художественный язык, образуя немецкую школу графики. На экспозиции представлены гравюры таких крупных художников как Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Ганс Гольбейн Младший, Зебальд и Бертель Бехам, Альбрехт Альтдорфер, Генрих Альдегревер.

Интересные произведения относятся к середине и второй половине XVI века и дают хорошее представления о деятельности художников эпохи маньеризма – Виргиля Солиса, Йоста Аммана, Тобиаса Штиммера.

Посетить выставку в залах №324–328 можно по входному билету в Главный музейный комплекс до 29 сентября 2024 года.

Кураторы выставки – научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Светлана Викторовна Мурашкина, хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков, и Наталья Сергеевна Сэпман, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV–XVIII веков.

К выставке подготовлено специальное издание «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков» [СПб, Издательство Государственного Эрмитажа, 2024]. Авторы научных статей – С.В. Мурашкина, Н.С. Сэпман.

Подробнее о выставке

Период, который принято называть эпохой Дюрера, представлен произведениями графического искусства немецкой школы, в понятие которой входят также австрийские и швейцарские памятники. Открывают выставку работы мастеров XV века, включая самого значительного художника немецкой школы этого времени – Мартина Шонгауэра (1450–1491), получившего за красоту своих живописных произведений прозвище «Мартин Красивый». В его творчестве соединились передовые традиции немецкого искусства и влияние лучших образцов нидерландской живописи, немецкая эмоциональность и нидерландская красота и любовь к деталям. Именно Шонгауэр задал то направление в графике, которое в дальнейшем развивали самые яркие художники немецкой школы – Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший и другие мастера. Экспозиция включает редчайшее произведение брата Мартина Шонгауэра – Людвига Шонгауэра (1440–1494).

Среди рисунков немецкой школы показан один из самых ранних листов в эрмитажной коллекции – датируемый 1430-ми годами фрагмент композиции «Поклонение волхвов», выполненный пером с размывкой кистью. Отдельные рисунки связаны с деятельностью нюрнбергских мастеров второй половины XV века, например, «Святой Иоанн Креститель и Святой Лаврентий» и «Бичевания Христа». Подлинным шедевром является «Рождество» художника Яна Юста ван Калькара (1455–1517/18).

Переход от поздней готики к Ренессансу демонстрируют блестящие рисунки Ганса Гольбейна Старшего (ок. 1460/65–1524) – «Успение Марии» и выполненный серебряным карандашом портрет двух юношей. Творчество Гольбейна Старшего завершает переход к другому времени, которое вырабатывает новый художественный язык.

С именем Альбрехта Дюрера, выдающегося гравёра и рисовальщика, связана решительная перемена в области графических искусств. Он первым преодолел традиционное разделение ксилографии и резцовой гравюры, освоил все графические техники своего времени и поднял гравюру до уровня высокого искусства. Наряду с изображением всем известных историй святых Дюрер ввёл в гравюру абсолютно новые темы, найденные в кругу нюрнбергских гуманистов, с которыми он был близок, и создаёт гравюры, точное определение сюжета которых представляет проблему до сегодняшнего дня («Немезида», «Отчаявшийся»). Необычайный талант Дюрера и его тягу к экспериментированию демонстрируют рисунки. Их в наследии мастера около тысячи, больше, чем сохранилось от любого другого художника его эпохи. Альбрехт Дюрер использовал все техники рисунка своего времени, создавая и свободные наброски, и проработанные штудии для картин, и эскизы для витражей и предметов декоративно-прикладного искусства. Виртуозность его руки очевидна и в совсем небольших произведениях, какими является серия из двенадцати круглых миниатюрных рисунков «Жизнь и подвиги Геракла», шесть из которых находятся в коллекции Эрмитажа.

В отличие от Альбрехта Дюрера, для которого рисование часто было самоцелью, полем для экспериментов и решения новых задач, для Лукаса Кранаха Старшего рисунок скорее предназначался для подготовки живописных произведений. Рисунки «Распятие» и «Обручение святой Екатерины» представляют характерную очень энергичную манеру художника. Кранах внимательно следил за творчеством Дюрера и в печатной графике во многом следовал за ним.

Выставка знакомит с произведениями самого талантливого ученика Альбрехта Дюрера – Ганса Бальдунга Грина (1484/1485–1545), одного из крупнейших мастеров немецкого Возрождения. Между двумя художниками много общего: обращаясь к традиционным религиозным темам, оба искали новую трактовку и ставили неожиданные акценты; для обоих большое значение имели светские сюжеты: портреты, аллегории, жанровые изображения. В искусстве Бальдунга нет дюреровского тяготения к классической ясности и стремления к идеализации. Он гораздо эксцентричнее в выборе мотивов: то к назидательному благочестию, то к чёрной магии, то предъявляет интеллектуальные требования, то открыто эротически провоцирует. В собрании Эрмитажа нет картин и рисунков художника, но его творчество представлено несколькими значительными ксилографиями. Среди них загадочная гравюра «Околдованный конюх». Ключом к пониманию её сюжета служит легенда XVI века, в разных вариантах повествующая о рыцаре, который вёл настолько греховную жизнь, что не побоялся заключить сделку с самим дьяволом. Испугавшись содеянного, он раскаялся и пришёл в монастырь, где стал работать простым конюхом. Но расплаты избежать не смог и был убит дьявольским конём.

Оказавшись под сильным влиянием Альбрехта Дюрера, немецкие мастера выработали некий общий художественный язык, сформировав немецкую школу графики. Обладавшие талантом и собственной творческой индивидуальностью Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Ганс Гольбейн Младший, Ганс Бургкмайр, Георг Пенц, Зебальд Бехам так или иначе вступали в творческий диалог с гениальным Дюрером, заимствуя его приёмы и композиционные решения или отталкиваясь от его открытий в поисках своего пути. Дюрер оказал огромное влияние на своих современников и последующие поколения немецких художников. В его родном Нюрнберге в середине и второй половине XVI века работали многочисленные художники, знаменитые в первую очередь как плодовитые рисовальщики, гравёры и книжные иллюстраторы (Петер Фишер младший, Петер Флетнер, Виргиль Солис и его последователь из Швейцарии Йост Амман).

Создавая свои рисунки и гравюры художники обращались к самым разнообразным темам: от легенд и преданий («Околдованный конюх» Ганса Бальдунга Грина) до библейских сюжетов (серия «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера, девять сохранившихся ксилографий из десятичастного цикла Николаса Мануэля Дойча, представляющего новозаветную притчу о мудрых и неразумных девах); от всевозможных аллегорий («Отчаявшийся» Альбрехта Дюрера, «Семь свободных искусств» Зебальда Бехама, цикл Георга Пенца, иллюстрирующий поэму Франческо Петрарки «Триумфы», витражный проект «Аллегория горнорудного дела» Йоста Аммана) до графических образов эпохи и теме обольщающей и соблазняющей власти «Frau Welt»; от портретов известных современников (идеолога Реформации Мартина Лютера и самого богатого человека Европы того времени Якоба Фуггера) до сцен из жизни крестьян («Танцующие крестьяне» Альбрехта Дюрера, «Крестьяне, отправляющиеся на рынок» Мартина Шонгауэра).

Группу художников, работавших в долине Дуная в Баварии и Австрии в первой трети XVI века, принято обозначать «Дунайской школой». В их плеяде выделяются имена Альбрехта и Эрхарда Альтдорферов, Вольфа Хубера. Характерной особенностью их творчества является большое значение графики, особенно рисунка. Не образуя школу в прямом смысле этого слова, они сходным образом относились к пейзажу, который превратился в их произведениях в самостоятельный жанр, часто лишённый стаффажа.

К середине XVI века в Германии, как и в других странах, на смену Ренессансу постепенно пришёл маньеризм с его изысканностью и утончённостью форм, динамичностью композиций и нарочитой декоративностью. Рисунки эпохи маньеризма отличаются уверенным виртуозным владением инструментом, преимущественно пером, гравюры – поражают богатством и разнообразием орнаментов.

Самым значительным художником немецкой школы второй половины XVI века был Тобиас Штиммер (1539–1584). Большое влияние на Штиммера оказал его великий предшественник Ганс Гольбейн Младший. Оно заметно во всех областях творческой деятельности – от монументальных росписей фасадов до книжной иллюстрации. На экспозиции можно увидеть единственный сохранившийся фрагмент эскиза монументальной росписи дома Рыцаря и образцы книжной иллюстрации Штиммера – ксилографии для книги об искусстве фехтования (1570), «Истории Рима» Тита Ливия (1574), «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (1574), а также одно из самых знаменитых творений мастера – библейские иллюстрации издания «Neue Kunstliche Figuren biblischer Historien» («Новые художественные фигуры библейских историй»). Юный Рубенс восхищался этими произведениями и даже исполнил копии библейских гравюр Штиммера, воспринимая их как школу построения барочных композиций.

Среди всех немецких художников этого периода выделяется Мельхиор Лорк (ок. 1527–1583). Рисунки Лорка, отличающиеся большой оригинальностью, являются необычайной редкостью. В собрании Эрмитажа хранится четыре листа его работы, три из которых показаны на выставке. Это виртуозно исполненные и композиционно законченные рисунки «Так женщины из Аравии ходят по улице», «Повар-янычар» и «Турецкая кузница», являющиеся подготовительными проектами для ксилографий. Рисунки, представленные на выставке, а также созданные по ним ксилографии Лорка стали интереснейшим изобразительным материалом о жизни Османской империи XVI века и оказали влияние на образы турок в западноевропейском искусстве.

Виргиль Солис, Йост Амман, Тобиас Штиммер и Мельхиор Лорк относятся к последнему поколению немецких художников, занимавшихся ксилографией. Эта техника к концу XVI века приходит в упадок и вытесняется с художественной сцены резцовой гравюрой и офортом, блестящее время которых только наступает.

Текст пресс-релиза подготовлен по материалам кураторов выставки – С.В. Мурашкиной и Н.С. Сэпман.

www.museum.ru/N85155
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 04.07.2024  x    ?  


Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Кодекс скульптора II. "Вечные сюжеты" в скульптуре и медальерной пластике

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

Елена Григорьева «Стихия цветной воды»

Выставка к 120-летию адмирала Николая Герасимовича Кузнецова

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Выставка "Случайный тираж" в KGallery

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Пространство времени" в культурном центре "Левашовский хлебозавод", г. Санкт-Петербург

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Всеволод Быстров. Прогулки по Вологде

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Выставка "БАМ в судьбах людей"

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru