19 марта состоится открытие выставки художницы Натальи Шалиной «Йа». Экспозиция включает живописные, графические листы и книжную иллюстрацию. В рамках открытия выставки состоится презентация книги Натальи Шалиной и Петра Плеханова «Йа». Книгу представляют актеры театра и кино Санкт-Петербурга: Михаил Разумовский, Сергей Мигицко, Андрей Мишин, Виталий Томашевский, Игорь Нургалиев, Михаил Боярский.
Живописное и графическое творчество Наташи Шалиной представляет собой нерасторжимое единство созданного ею оригинального живописно-пластического языка и эмоционально-психологической содержательности.
В станковых работах Шалиной явственно выражено декоративное начало. Она любит контрастные цветовые сочетания, дробя живописное поле на множество четко ограниченных сегментов трех основных цветов, благодаря чему ее картины можно уподобить лоскутному одеялу или витражу. Цветовая гармония и проработанная мелкой кистью живописная фактура не требуют локально направленной галерейной подсветки – картины полноценно воспринимаются в рассеянном, приглушенном и даже сумеречном освещении. Их напряженный колористический строй, усиленный нервной графикой контуров, соединяется с уравновешенной и симметризированной композиционной схемой, в основе которой иногда лежит диагональный крест.
Декоративное начало всецело подчинено у Наташи Шалиной знаковой системе, разработанной ею для создания собственной целостной картины мира, для трактовки вечных тем жизни и смерти, любви и свободы. Избранный ею символический алфавит весьма ограничен: нарочито огрубленные и деформированные фигуры мужчин и женщин; схематично обозначенные городские кварталы; ветви и корни, трактуемые как обнаженная часть нервной системы Вселенной; наконец, неведомая птица – иногда добрая, реже – агрессивная, напоминающая пикирующей бомбардировщик, но всегда воспринимаемая как олицетворение многогранного образа автора. Порывая с банальным природоподражанием, художник пропускает всё это через призму объемно-геометрической структурализации. Живописно-философская тайнопись Шалиной многозначна и оставляет зрителю известную степень свободы для дешифровки. Несомненно, однако, что главную притягательную силу и магию ее искусства составляют психологический интимизм и чувственная автобиографичность.
Дмитрий Северюхин,
критик искусства, доктор искусствоведения