C 25 февраля по 10 апреля 2011 г. в Музее-усадьбе А.М.Герасимова проходит выставка картин Николая Константиновича Рериха «Симфония гор». Выставка является совместным проектом Управления культуры и архивного дела Тамбовской области, Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (г. Москва), Музея-усадьбы народного художника СССР А.М.Герасимова, Тамбовской региональной общественной организации «Культурная инициатива» и Тамбовской областной Рериховской общественной организации «Единение».
На выставке представлены 56 картин Н.К. Рериха из серии «Гималаи». В результате научно-исследовательской работы Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, картины серии «Гималаи» впервые будут представлены с уточненными названиями и дополнены работами «Ладак», «Кашмир», «Хотан», «Тангла (Белый корабль)», «Ак-Таг (Облачное пламя)», «Тибет», «Пути к Эвересту», «Кулута» и др. произведениями. Зрители смогут познакомиться с материалами о жизни и деятельности всех членов семьи Рерихов. В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад этой выдающейся семьи в российскую и мировую культуру.
Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. Младший сын художника - Святослав Николаевич Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке. Путь исследователей пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу был основан Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита - «Свет Утренней Звезды»), где были заложены новые направления научных изысканий. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам мастер называл их «путеводными темперами», «панорамой азийских просторов», отражающими маршрут экспедиции.
Н.К.Рериха справедливо считают непревзойденным Мастером гор. Художнику удается отразить в своих картинах великолепие, созданное природой и показать в символической форме устремление человека к вершинам духа, к вечности, к бесконечному познанию. Когда однажды Н.К.Рериха спросили: «Что значит Ваше тяготение к Гималаям?», – он ответил: «Это притяжение к Величию, которое питает дух».
Самые красивые на Земле горы показаны во всем своем величии и многообразии. Вы не найдете двух одинаковых или сколько-нибудь похожих картин. Каждый пейзаж Гималайского цикла создавался в один прием, запечатлевая неповторимое состояние момента. Темпера быстро сохнет и не терпит никаких исправлений и дополнений. Поэтому работать в этой технике нужно быстро и четко. Симфонии, сюиты, гимны – эти музыкальные определения очень подходят к живописным и графическим произведениям Рериха. Он говорил: «Я особенночувствую контакт с музыкой, и точно так же, как композитор, пишущий увертюру, выбирает для нее известную тональность, точно так же я выбираю определенную гамму – гамму цветов, вернее лейтмотив цветов, на котором я базирую всю свою схему».
Художественное творчество Н.К.Рериха отражает идею неразрывной связи человека и планеты Земля, человечества и Вселенной. Художник считает, что красота рукотворная, созданная талантом людей, формирует пространство культуры, которая является духовной основой цивилизации. Гибель культуры приведет к гибели цивилизации, и чтобы не допустить этого, необходимо встать на ее защиту. Ему принадлежит идея создания международного договора по защите и охране культурных ценностей от разрушения. Этот документ был принят 15 апреля 1935 года и получил название Пакт Рериха. В 2010 году мировая общественность отметила 75 лет со дня его подписания.
Афиша выставочных маршрутов: http://www.icr.su/rus/work/exhibitions/moving/events/index.php