Выставка посвящена двум художникам: Олегу Карташову и Ростиславу Тронину. Впервые широкой показаны их работы, письма и фотографии, чудом сохранившиеся в блокадном городе.
Когда началась великая отечественная война, Олегу Карташову было 26, Ростиславу Тронину едва за 30. Оба были счастливо женаты, оба – находились на самом взлете своих творческих сил и таланта. Тронин был любимым учеником Ивана Билибина, Карташов – учеником абстракциониста Владимира Стерлигова. Их судьбы тесно перекликаются: художники были женаты на сёстрах Митусовых - Людмиле Степановне и Злате Степановне, дочерях Степана Степановича Митусова, родственника и близкого друга Рерихов. Выставка рассказывает о жизни семьи Митусовых в годы Великой Отечественной войны, об «ушедших» и переживших блокаду. Из восьми членов этой большой семьи в живых остались только две сестры - Людмила и Татьяна, а художники погибли в первые же месяцы Великой Отечественной: Карташов - в июле 1941 г., Тронин - в январе 1942 года.
«Мы находимся в Музее семьи Рерихов, и в данном случае это имеет очень широкое значение, потому, что много самых замечательных людей были связаны с Рерихами творческими, родственными, идейными связями, - отметил, открывая выставку заместитель председателя комитета по культуре Александр Платунов, - конечно, мимо этой семьи война пройти не могла, она затронула всех, оставила свой отпечаток на каждом. Вот два художника – они были связаны семейными узами с ближайшим окружением Рерихов. Их творчество сегодня перед нами. И возникает чувство горечи, когда понимаешь, сколько талантливых людей мы потеряли во время войны. Накануне замечательной даты – дня полного освобождения города из вражеского кольца, мы отдаем дань им уважения – героям, погибшим в боях. И думаем: что бы было, если б не война, в жизни этих и еще многих, многих людей».
Все, что можно увидеть на выставке – документы, фотографии, личные вещи художников, их работы сохранились, благодаря Людмиле Степановне и Татьяне Степановне Митусовым, рассказывает директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко: «Дорогие друзья, блокада для семьи Митусовых стала очень тяжелым испытанием, из всей семьи осталось только двое – Людмила и Татьяна. Они пережили этот страшный период и сохранили и наследие Рерихов и наследие художников, которых мы можем считать идейными наследниками Рерихов. В письме с фронта Славы Тронина к Митусовым есть такие слова: "…После войны мы возьмем на себя ответственность за то, что вынесли в этот период…". Не получилось… Но остался тот творческий импульс, который дошел до нас и сегодня мы можем его почувствовать. Поздравляю с Днем снятия блокады!».
Организаторы выставки постарались создать образ жизненного мира этих людей, ушедших в расцвете творческих сил и таланта, рассказывает заместитель директора музея Владимир Мельников: «Много лет мы занимались подготовкой этой выставки. Прошли годы для осознания масштабов наследия, которое было сохранено и передано в музей. Это очень пронзительная выставка. Вклад города состоит в реставрационной помощи. Часть работ была в ужасном состоянии, некоторые просто разрушены. Но все было отреставрировано. Эта радость искусства, о которой так много писал Николай Рерих сейчас здесь восстановлена. Восстановлена творческая жизнь двух художников, которые не собирались погибать в расцвете творческих сил, личных надежд. Это выставка мемориальная, и, я надеюсь, трагический контекст не заслоняет ту радость творчества, которую здесь можно увидеть. Более 60 лет эти художники ждали, когда их увидит родной город, это возвращение в культурный контекст Петербурга двух значимых имен».
Выставка заняла несколько лет напряженной работы всего коллектива музея, рассказывает куратор выставки Марьяна Раян: «Спасибо всему коллективу за такую плодотворную и глубокую работу. Особо хочется поблагодарить за помощь художницу Ларису Жукову. Наш сотрудник Татьяна Пугинская сделала проникновенную медиапрезентацию этой выставки, эмоционально созвучную с экспозицией. Помимо художественных и мемориальных работ здесь есть небольшой раздел, посвященный войне и блокаде: календарь 1941, где есть пометка о начале войны, начале голода и другие. Выражаю благодарность семье Абросимовых и Петру Крылову, предоставивших эти вещи. За время подготовки к выставке и изучения материалов, я по настоящему прониклась судьбой этих людей, сочувствовала и сопереживала им, их трагической судьбе. Но, я считаю, выставка напитана красотой, которой мы можем любоваться».
Выставка построена как диалог со зрителем, с фотографий смотрят молодые лица и словно звучат в выставочных залах слова художников, написанные любимым подругам и друзьям, слова, полные надежд и планов на будущее.