Выставка, которую готовили 20 лет, предмет, объединяющий венецианскую и нанайскую невесту, "нить жизни", перо, отверзающее уста мертвым, буддийское смирение и трагическая гибель в горах...
"Веера взмах" - выставка традиционных вееров народов Евразии из коллекции Российского этнографического музея откроется 23 декабря в 16.00.
Большая часть крупнейшей в мире коллекции, насчитывающей 130 традиционных вееров народов Еразии представлена на выставке "Веера взмах" в Российском этнографическом музее. Среди них вееры, характеризующие быт абхазов, адыгейцев, азербайджанцев, айнов, бурятов, грузин, кабардинцев, казахов, киргизов, нанайцев, ненцев, нивхов, орочей, осетин, таджиков, узбеков, уйгуров, черкесов, хантов и манси, якуты. Коллекцию дополняют веера из Афганистана, Ирана, Китая, Японии. Коллекция вееров всегда была закрытой. Исследователи не выделяли это атрибут в отдельный фонд и работа над вычленением вееров из общего собрания и последующее изучение коллекции началось только в 80-х гг. XX века художником-реставратором Еленой Янковской. Таким образом, подготовка выставки, которая откроется 23 декабря, продолжалась 20 лет.
Среди выставленных предметов вееры корейского императора и его жены, - в 1896 году, в период японcкой экспансии в отношении Кореи, император Кон Джунь, спасаясь от преследований, провел несколько месяцев в русском консульстве. В благодарность за спасение он подарил российским дипломатам часть своих вещей, среди которых были несколько вееров. В традиции Кореи и Японии, раскладывающаяся конструкция веера позволяет ему быть подарком со смыслом, - даритель желает вам раскрыться так же как и этот веер.
По словам автора проекта и исследователя Елены Янковской, особенности вееров, используемых в культурах народов пространства Евразии в том, что они сохранили самые древние формы вееров и опахал, которые встречались у народов Междуречья и Древнего Египта и которые перестали существовать вместе с этими цивилизациями. Между тем, форма "флажка", характерная для шумерской культуры сохранилась и законсервировалась в культуре народов Кавказа, - археологи совсем недавно обнаружили изображение сценки, на которой изображена жительница Шумера ее слуга, в руках которого плетеный веер: "пропорции, декор, детали, абсолютно совпадающие с нашим, кабардинским".
Большая часть вееров имеет отношение к культу огня и домашнего очага. Не было проклятия страшнее, чем "да потухнет огонь в твоем очаге". В системе традиционных представлений огонь - живой. К нему страшно прикоснуться и он связан с духами-покровителями. Поэтому взаимодействовать с ним можно только посредством веера: берестяного на Дальнем Востоке, бархатного с золотым шитьем у адыгейцев, плетеных у народов Средней Азии, имитирующего крыло лебедя, гуся или ворона в Сибири...
Кстати, европейской традиции, взлет которой произошел в XV веке, веер "подарили" арабы, введя его в моду. На картинах европейских мастеров того периода мы часто встречаем вееры в виде "шумерского флажка". Вплоть до XVIII века этот "аксессуар", был обязательным атрибутом венецианской невесты, продолжая оставаться символом домашний очага и в европейской культуре.
Индейцы Северной Америки широко используют вееры в ритуальных практиках, обрядах излечения и их вееры похожи на наши, нанайские, обращает внимание Янковская - по материалам, форме, способу изготовления... Вееры повторяют и головные уборы шаманов... Кстати, они имеют и одинаковые загрязнения - копоть и сажа от костра.
В древнеегипетском культе мертвых в момент символического воскрешения умершего есть церемония - "отверзания уст". Она необходима для полноценного существования в загробном мире. Используют для этого "веер в одно перо". По смыслу, этот ритуал призван возродить дыхание умершего. Кроме того, египтяне верили в то, что веер или опахало сохраняет ауру человека, его энергетическую целостность. Поэтому "опахалоносцами" были только самые приближенные.
Символически схожее отношение к миру проявилось в культуре использования веера дервишами, буддийскими монахами и якутскими домохозяйками: небольшое опахало, а по сути веер из хвостов коня, яка и других животных служит для того, чтобы выгнать насекомых из жилища или смахнуть их с поверхности, чтобы даже случайно не погубить. В буддийской культуре опахало из хвоста яка является тантрическим символом, атрибутом бодхисатв, а в якутских сказаниях заложена идея космологического порядка, согласно которой конский волос символизирует связь с другим миром, является символом плодородия.
Среди экспонатов выставки, драгоценный индийский веер с пером павлина, красными аппликациями, вышивкой серебром, украшенный надкрыльями жука "златки". Индийские мастера знали о лечебных свойствах материалов из которых изготовляли предметы и цветов. Например, цвета, в которые окрашены детали представляемого веера, регулируют в человеке движение желчи, тепла и флегмы. Таким образом, он не только давал прохладу, но и служил инструментом цветотерапии, вызывая в человеческом организме определенные реакции.
Большая часть вееров коллекции Российского этнографического музея (РЭМ) приобретена в экспедициях, некоторые переданы в дар или куплены у частных лиц. Большая коллекция вееров была собрана по распоряжению генерал-губернатора Туркестана К.П.Кауфмана. Это был выдающийся человек и государственный деятель, который, управляя Туркестаном открыл там 60 гимназий, сформировал коллекцию предметов характеризующих культуру коренного народа. "На удачу" было сформировано выдающееся собрание, открывающее России лицо этого края. Крайне сложно было собирать коллекцию на Кавказе. Более или менее безопасным для исследователей этот регион стал на рубеже XIX-XX вв. За два веера, которые в 1912 году привез с Кавказа Александр Сержпутовский было заплачено человеческой жизнью - проводник этнографа сорвался с тропы. На его месте мог оказаться и сам исследователь, и драгоценный груз... И все равно экспедиции продолжались: 1923 год - Александр Миллер, Кавказ - 3 веера и опахало, 1931-1933 гг. - Евгений Шнейдер, Дальний Восток, орочи - традиционные вееры. В 1937 году оба этих исследователя были расстреляны.