Совместный проект Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева приурочен к юбилею самого прославленного из средневековых русских художников. Впервые собраны вместе сравнительно немногочисленные, но исключительные по художественному качеству произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублева или могли быть созданы в его ближайшем окружении.
Третьяковская галерея хранит самую значительную коллекцию работ Рублева и его круга, остальные памятники рассредоточены по различным музейным собраниям страны. Увидев их в едином выставочном пространстве, посетители получат уникальную возможность составить максимально полное впечатление как о наследии самого мастера, так и о важнейшем этапе в истории русской художественной культуры.
Настоящая выставка – во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии. В этом состоит принципиальное отличие настоящего проекта от монографических выставок художников Нового времени, которым свойственна фактическая обстоятельность, позволяющая зрителям проследить все этапы и нюансы их творческого пути.
Празднование юбилея Рублева, точное время рождения которого нам неизвестно, становится традицией с 1960 года, когда с беспрецедентным размахом было отмечено 600-летие со дня предполагаемого рождения живописца.
Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублева, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Первое, под 1405 годом, – о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: «… а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю». Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «…мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублев». Позднее имя Рублева исчезло со страниц летописей, но появилось в житиях прославленных русских святых – преподобных Сергия и Никона Радонежских. По свидетельству этих источников, выдающийся мастер вместе со своим «съпостником» Даннилом принимал участие в работах по украшению интерьеров белокаменных храмов – Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (около 1425) и Спасского в Спасо-Андрониковом монастыре (около 1427). Опираясь на некоторые более поздние сведения, можно с большей или меньшей достоверностью установить еще несколько фактов творческой биографии художника – например, поновление им прославленной Владимирской иконы Богоматери (или создание списка с нее) и его участие в работе над росписью и, возможно, над иконами в кремлевском Благовещенском соборе после его обновления в 1416 году.
Большинство известных по историческим источникам произведений Рублева утрачены, некоторые сохранились лишь в незначительных фрагментах. Поэтому исключительную ценность представляют свидетельства о принадлежности художнику иконы «Святая Троица» (ГТГ) из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и части сохранившихся росписей Успенского собора во Владимире.
Именно на основе анализа живописных приемов и особенностей образно-стилистического решения этих произведений исследователям удалось выявить ряд памятников, которые в настоящее время, несмотря на отсутствие документальных подтверждений, приписываются Рублеву. К их числу относятся, прежде всего, три знаменитые деисусные иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде (так называемый «Звенигородский чин», ГТГ), а также росписи этого храма, исполненные около 1400 года. Таким же образом были выявлены произведения, приписываемые ученикам и последователям Рублева и художникам его круга. Сведения о работе Рублева в Успенском соборе во Владимире и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры позволяют также предположить, что иконы из иконостасов этих храмов, частично представленные на выставке, могли быть выполнены в его мастерской или при его непосредственном участии.
Особый раздел выставки составляет группа списков с прославленной Владимирской иконы Богоматери, в той или иной мере близких к творчеству Андрея Рублева и художников его круга. Самый известный из этих списков – икона из Успенского собора во Владимире (ВСМЗ), с большой долей вероятности исполненная самим Рублевым либо в 1395 году в связи с перенесением древнего чудотворного образа из Владимира в Москву, либо около 1408 года, одновременно с работами во владимирском Успенском соборе.
Большой удачей выставки стало экспонирование множества фрагментов полностью или частично разрушенных росписей, относимых к творчеству Рублева и его мастерской. Это 14 фрагментов фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде (около 1400), 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416), 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (около 1427), а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1420–1430-х годов.
Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в выставке участвуют ведущие музеи страны – Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В.А.Логвиненко.
К выставке опубликовано фундаментальное, более чем 600-страничное издание – каталог-альбом – итог многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства.
Лаврушинский, 10, зал № 38