Центр экспозиции обозначен жанровыми полотнами, продолжающими урбанистический цикл живописной исторической серии Екатерины Дмитриевой. Все эти картины, несмотря на глобальное различие эпох, несут общую идею. Активное действие, развивающееся на полотнах, отражает нравы, политическую атмосферу – весь дух описываемых событий. Все герои вовлечены в предлагаемые обстоятельства и вовлекают в них нас, заставляя сопереживать: теряющим ускользающее время и рискующим быть погребенными у подножия Везувия древним римлянам, благоговейно трепетать перед алтарем греческого храма, ощущать смену эпох в картине «Новое платье», чувствовать свежий воздух, нагоняемый ударами грома, раскалывающими летний зной в полотне «Свадьбы в Царицыно».
«Предпоследний день жизни Помпеи» х.м. 120х140 2010 г.
На картине «Предпоследний день жизни Помпеи» художнику удалось запечатлеть застывшее в воздухе настроение последних часов перед неминуемой гибелью города. Помпеи – мегаполис, портовый город с развитой торговлей, производством, архитектурными памятниками и храмами, где возводили не только поражающие роскошью апартаменты, виллы, дома, но и снимали комнаты и углы. Каждый мог найти в Помпее то, что искал: отдых, лечение на источниках, возможность заработать, открыть свое дело или похвастаться уже приобретенным. Кипит жизнь. В таком же своем будничном состоянии предстает перед нами город на картине Екатерины Дмитриевой. Остались считанные часы до трагедии: уже несколько дней на город сыплется пепел, под землей тяжело вздыхают неотвратимо пробуждающиеся титаны огненной стихии – все признаки грядущей беды. В памяти горожан еще живы последствия прошлого разрушительного землетрясения, когда городу был нанесен непоправимый урон. Но это было давно, 17 лет назад, а сейчас все будет хорошо. Многие люди уже покинули свои дома, а кто-то надеется на лучшее.
Сейчас все хорошо и нет никакой беды, пепел скоро рассеется, и вот рабочие перемещают фрагменты колоссальной скульптуры к месту установки. Художник на крыше дома зарисовывает необычный пейзаж. Только вряд ли кому-нибудь придется увидеть его рисунок.
На горизонте белеют паруса кораблей, которые еще успеют забрать с пристани людей, собравшихся покинуть гибнущий город.
«Единственная жертва» х.м. 140х140 2010 г.
Название работы настраивает зрителя на замысловатый сюжет, концептуальное решение и высокопарный пластический язык. По преданию, Диоген – древнегреческий философ не принимал факта существования богов и не считал нужным для себя приносить им жертвы в отличие от своих современников. Лишь однажды он все- таки изменил свое решение, раздавив на алтаре блоху…
На картине Екатерина Дмитриева изображает этот сюжет. Мы находимся в античном храме - святилище богов, где к алтарю спешат верующие люди, принося своему божеству жертвы, спеша заручиться его поддержкой в этой и другой жизни. Кто-то принес последнее, кто-то незначительную часть своего дохода, кто-то просто проводит досуг, а кто-то пришел в надежде на исцеление, кто-то издалека приехал поклониться могущественному божеству, кто-то приходит постоянно, а кто-то заглянул по дороге в театр. Люди приносят в жертву птиц и животных, драгоценности и благовония, еду и цветы. Двое крепких мужчин согнулись под тяжестью туши заколотого ими на алтаре быка, погрузившись в аромат живых цветов, украсивших их подношение. Мужчина в желтой тунике тащит за рога козла, которому предстоит такая же высокая честь, как и предыдущему быку в гирляндах, но будущая жертва не осознает всей радости грядущего события. За ними в очереди дети, которым тоже предстоит принести свои посильные дары, и которые должны, вероятно, гордиться своей причастностью к святому обряду.
А многие стремятся к лавкам ремесленников, выложивших на прилавки в храме свои изделия: тонкой работы ювелирные украшения с драгоценными камнями, изящные сосуды с редкими маслами и изысканными благовониями. Но что-то произошло – резкий крик и оглушительная тишина повисла в эфире фимиамов. Внимание всех постепенно
переключается к главному месту действия в картине. Мы видим фигуру аскета Диогена, раздавившего на алтаре блоху. Свою единственную жертву богам.
«Свадьбы в Царицыно» х.м. 140х140 2010 г.
Действие происходит в знаменитом московском парке. В яркий летний день здесь собралось особенно много свадебных процессий. На первом плане пробка из украшенных цветами и лентами лимузинов. Под необычайно жарким июньским солнцем брачующиеся шествуют в трогательном величии, вливаясь в торжество архитектуры Баженовского замка. Они беззаботно расселись на мягком газоне, радуются теплу и предстоящей новой жизни. Но праздничная атмосфера накаляется неумолимым светилом в стоячем воздухе. Жара. Вот уже почернело небо, и прогремел гром. Дождь вместе с макияжем смывает праздник с лиц гостей. Потоки ливня выгоняют их из Царицынской усадьбы, вызывая аллегорию с Изгнанием из Рая в полотнах старых мастеров. Еще не все осознали неизбежность приближающейся стихии. Кто-то беззаботно нежится в лучах уходящего солнца и веселится в тени деревьев в декорациях Райского Сада. Посередине излучающего жизнь и свет свежего зеленого газона, как напоминание о недолговечности всего земного, рассыпающиеся остатки старого дворца зияют на солнце словно в пустыне кости отважных странников, попытавшихся пересечь океан песка.
«Новое платье» х.м. 100х100 2010 г.
Во время петровских реформ коренным образом изменился быт: в Россию не только стали привозить западные, незнакомые людям вещи, но и активно навязывать европейский образ жизни. Для одних это стало губительно, а для кого-то открыло новые возможности. Перед нами комната в доме знатных дворян или недавно разбогатевших купцов, в чью жизнь с ветром перемен влетел и аромат новой жизни. Среди архаичной русской обстановки, статных русских матрон мы видим молодую девушку, примеряющую на себя подарок – заморскую диковину – новое платье. В России тогда еще не знали изделий такой тонкой работы, эти женщины впервые видят кружево и настолько искусно скроенное платье. Не у всех укладывается в уме, как это вообще можно на себя надеть? Да еще выйти в этом. На лицах восторг, недоумение, зависть.