Едва ли в мире найдется человек, который за свою жизнь ни разу не слышал ни одного музыкального произведения. Сегодня музыка буквально повсюду. Мы слушаем ее, скачиваем, записываем ее себе на плеер или мобильный телефон. Но что мы в музыке понимаем? В сущности ничего. Исключение составляют лишь музыканты, композиторы и музыкальные критики. А большинство, и я не исключение, абсолютные дилетанты. Но оказывается и мы, люди без абсолютного слуха и чувства ритма, можем играть в оркестре. Как?
"Произведение искусства всегда останется тайной, но можно попытаться приблизиться к его разгадке," - убеждает нас композитор Виктор Соболенко. И подтверждает слова делом. При поддержке Центральной городской публичной библиотекой им. В.В. Маяковского он регулярно проводит свои лекции-аудиоперфомансы из цикла "Музыка и текст" в рамках программы "Чтение как образ жизни", где каждый человек может почувствовать себя немного музыкантом и проникнуть в тайны ремесла сочинителя музыки. Почему аудиоперфомансы? Чтобы не быть скучным.
"Цель проекта состояла в том, чтобы увлечь аудиторию новыми знаниями о музыке, но не в форме скучных лекций, а с помощью других необычных средств - через просмотр видео и прослушивание звукозаписей, а также непосредственное вовлечение аудитории в процесс создания музыки. Нередко я сам выхожу на сцену и играю. Каждый аудиоперфоманс построен как музыкальная композиция. Он содержит в себе некую музыкальную форму, иногда даже форму танца. Но любая форма, естественно, вербализована, чтобы ее могли понять слушатели. Известно ведь, что литературные законы нельзя перенести на музыку - слово всегда есть слово. Таким образом, я использую все возможности, чтобы донести знания о профессиональной музыке непрофессиональному слушателю," - рассказывает Виктор Соболенко. Конечно, здесь есть одно "но". Все происходит с определенной долей юмора и самоиронии. Ведь это не музыкальная школа. Лекции - это лишь средство, которое помогает лучше понять окружающую нас музыкальную действительность. Откуда возникло то или иное музыкальное течение? Почему в разных странах поют по-разному? Что первично - слово или звук? Каждая лекция, так или иначе, раскрывала тайну как связаны между собой музыка и текст, слово и звук. Ведь слово уже звук, но еще не музыка. "Иногда музыка вторична, а слова первичны. А иногда наоборот - музыка одухотворяет незамысловатый текст. В музыкальной аранжировке некоторые тексты оживают, а некоторые умирают," - объясняет композитор.
Некоторые лекции могут быть полностью посвящены истории одной песни. Например, знаете ли вы, что изначально в песне пелось "Над небом голубым"? Но Борис Гребенщиков так хотел исполнить ее на сцене, а цензура не позволяла, что пришлось изменить предлог с "над" на "под". И все сразу приобрело правильный социалистический настрой. Без всякой религиозной пропаганды.
Однажды речь зашла о Достоевском. Автор хотел показать аудитории другого Достоевского, раскрыть его личность через призму музыки. Виктор Соболенко назвал свою лекцию провокацией. Следует признать, что провокация удалась. Лекция вызвала массу вопросов, споров и возражений. Но музыка как всегда примирила всех. "Моя основная задача, сподвигнуть людей к чтению о предмете, о композиторах, вызвать в них живой интерес, чтобы они сами захотели расширить свой кругозор, узнать больше. Я бы хотел вовлекать в процесс творчества не только новых слушателей, но и новых музыкантов, чтобы лекции проходили еще интереснее. Через слово я хочу раскрыть людям уши," - говорит автор цикла. Оказывается, это возможно.
В 2011 году цикл "Музыка и текст" будет продолжаться в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского в Библиотечно-информационном и культурном центре по искусству и музыке (БИКЦИМ, Невский пр., д. 20).
Елена ПТАК