Назвав выставку, которая открылась 29 октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, «Елабуга – источник вдохновения», сотрудники Елабужского музея-заповедника ничуть не приукрасили действительность.
Елабуга, в самом деле, город на удивление привлекательный и чарующий. Но если раньше эта жемчужина Прикамья была мало кому известна, то после создания музея-заповедника, открытия новых музеев и мемориальных комплексов, после проведения ставших традиционными арт-симпозиумов и других масштабных культурных проектов слава о городе далеко перешагнула границы страны.
Бессчётное количество снимков, запечатлевших достопримечательности Елабуги, можно встретить на разных континентах мира. А самые первые фотографии города были сделаны ещё лет 150 тому назад. Это доподлинно известно лишь потому, что сохранился снимок с панорамой Елабуги, где у Спасского собора чётко просматривается трёхъярусная колокольня, перестроенная на пятиярусную в начале шестидесятых годов XIX века.
В одном из разделов экспозиции - «Елабуга в объективе трёх столетий» - город в основном представлен на дореволюционных фотографиях. Особый интерес вызывают те из них, на которых можно увидеть не сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники и образцы зодчества конца XIX – начала XX веков: Троицкую церковь и главный храм Казанско-Богородицкого женского монастыря, мечеть в Татарской слободе, жилой дом купца Ф.П.Гирбасова, богато украшенную ажурной деревянной резьбой чайную на пристани.
Органично вписывается в эту часть экспозиции фотовыставка старейшего казанского фотографа Юрия Фролова. В первый раз он посетил Елабугу ещё в юности, в 1957 году, и был покорен её красотой. Снова приехав сюда через четверть века и поняв, что часть былой красоты уже безвозвратно утрачена, он превратился в настоящего подвижника. И на протяжении десяти лет во время летних отпусков приезжал в Елабугу, фотографируя её церкви и дома, ажурные дымники и карнизы, резные наличники и кованые ограды; отыскивая в окрестностях города места, где Иван Иванович Шишкин делал наброски и этюды к своим будущим картинам.
Конечно, есть сегодня в Елабуге свои интересные и талантливые фотографы, но на этой выставке, создающей коллективный и многоплановый портрет города, каждый из них был представлен одной или двумя работами.
В самом большом зале здания, принадлежавшего ранее Союзу художников РТ, разместились картины из богатой коллекции фондов Елабужского музея-заповедника. Может возникнуть вопрос, каким образом всего лишь за 21 год существования ему удалось создать подобную коллекцию? Активное пополнение собрания живописи и графики началось в 2006 году, когда музей-заповедник организовал I Всероссийский симпозиум по современной живописи. В 2010 году он прошел уже в пятый раз и получил статус международного. Однако кроме симпозиума проходили ещё и тематические этнопроекты – «Белая юрта», «Елабужский лубок», «Ребро Адама». Да и сами симпозиумы, напоминавшие в начале традиционные летние пленэры, обрели в дальнейшем чётко выраженную концептуальную направленность, получив названия «Колесо» (2008 г.), «Зарисовки с ярмарки» (2009 г.), «Дыхание эпоса» (2010 г.). Выставку работ с последнего жители Казани также смогут увидеть. Она будет приурочена к открытию в ноябре в столице Татарстана нового Дворца культуры.
А вот часть работ предыдущих художественных проектов вошла в экспозицию «Елабуга – источник вдохновения». Каким увидели и запечатлели наш город художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и многих других мест России и Татарстана, какие необычные образы и сюжеты создали они во время работы в Елабуге, – об этом теперь могут судить казанцы и гости столицы.
Почти 40 лет живёт в Елабуге известный в Татарстане художник Зиннур Миннахметов, который стал первым директором открывшейся в городе в начале 70-х годов детской художественной школы. Выбрав позднее стезю свободного художника, Зиннур Миннахметов искал свой собственный изобразительный язык в искусстве на пути различных экспериментов с темами и формой, соотнося их одновременно с личными размышлениями о жизни и внутренним душевным настроем. В последние годы он создает работы, входящие в обширную серию под единым названием «Хорошо». Они отличаются по детски наивной палитрой абсолютно открытых цветов и упрощенным линейным рисунком, что, в итоге, и создаёт принципиально важное для автора жизнеутверждающее настроение серии в целом.
Чтобы устроить во время открытия праздничный перфоманс, елабужане приехали на вернисаж вместе с национальными музыкантами, привезли две ростовые куклы – Купца (символа дореволюционной купеческой Елабуги) и Дятла (птицы, изображенной на гербе города), представили зрителям мастеров прикладного искусства, которые вживую демонстрировали возможности создания сувенирной продукции из лозы и глины.
Официальная часть открытия выставки вместила в себя выступления вице-премьера, министра культуры РТ З.Р. Валевой, генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко, экс-мэра Елабуги, ректора Приволжского федерального университета И.Р. Гафурова, генерального директора Национального музея РТ Г.Р. Назиповой, заместителя главы Елабужского муниципального района З.Х. Сунгатуллиной, председателя Союза художников РТ З.Ф. Гимаева, заведующей отделением изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института им. Ибрагимова АН РТ Р.Р. Султановой и председателя казанского фотоклуба Г.А. Козлова.
Многие из этих выступлений были согреты искренней любовью к Елабуге и благодарностью к тем, кто сохраняет и приумножает её богатое культурно-историческое наследие. З.Р. Валеева сообщила собравшимся о том, что казанцы смогут теперь регулярно знакомится с культурными ценностями других городов республики. Выставка «Елабуга – источник вдохновения» стала первой ласточкой нового проекта.
На елабужский вернисаж, кроме почётных гостей, собрались казанские журналисты, фотографы, музейщики, авторы представленных на выставке картин и фоторабот, а также просто ценители искусства. Каждый из них вынес свои впечатления об увиденном и услышанном. Так например, Альфия Рахматулина, утвердилась в мысли о том, что Елабугу можно будет очень достойно представить в Санкт-Петербурге.
В северной столице она живет уже более 20 лет. И за эти годы ей удалось познакомить петербургскую публику с очень многими известными татарскими артистами, музыкантами и поэтами. В Казани А. Рахматулина выступила автором и организатором уникальных проектов, связанных с именем историка и этнографа Льва Гумилёва, а также с приездом из Парижа княгини Ксении Юсуповой, чьи предки приходились близкими родственниками легендарной царицы Сююмбике.
Заинтересованность в Елабуге автора столь многочисленных культурно-исторических проектов, связующих Россию и Татарстан, говорит о многом. И.Р. Гафуров завершил своё выступление на вернисаже пожеланием: «Большому кораблю – большое плавание». И кто знает, не возьмёт ли Елабуга после Казани курс на Санкт-Петербург?
Людмила Пахомова, журналист