Экспонируемые произведения полны архетипическими символами. Елена Щелчкова по-своему решает семантические загадки, на протяжении многих лет активно используя в своем творчестве элементы архаичных орнаментов и древние знаки, заимствованные из народного искусства. Уже в конце 1980-х годов среди выставляемых ею объектов появились странные, словно небрежно собранные из лоскутов куклы, привлекательные своей неброской, «неклюквенной» народностью. Они странным образом прижились в творчестве андеграундного художника, выставлявшего в те годы свои произведения вместе с Владимиром Гооссом, Олегом Котельниковым и знаменитыми питерскими митьками в самых авангардных галереях города. Не став главной линией творчества художника, кукла, тем не менее, никогда не уходила из него, счастливо избежав внешней подражательности, сохранив неброскую красоту народной игрушки даже в забавных авторских интерпретациях с добавлением современных графических элементов.
Графика – основная сфера художественных экспериментов Елены Щелчковой. Именно здесь оттачивалась ее авторская манера, и находились темы, на годы определявшие круг творческих интересов. Одной из таких тем в 1990-е годы стала «архаика», в рамках которой появились графические листы и целые серии, выполненные в различных материалах и техниках. Цикл «Послание кроманьонцу» (1995 – 2003) не только дал название сегодняшней выставке, он стал ее смысловым и стилистическим стержнем. Легкие почти монохромные монотипии напоминают древние пиктограммы. То ли письма-предупреждения из далекого прошлого, то ли послания-размышления туда из настоящего. Однако не стоит пытаться дешифровать их. Скорее, следует проникнуться настроением этих произведений, элегантность которых сродни той архаической красоте, которая открылась взгляду нашего искушенного современника в рисунках пещер Альтамира или в скульптурах Триполья.
Созданные специально для выставки авторские игрушки удачно дополняют графический ряд. Превращенные в лаконичные знаки куклы-солярки и Берегини, собранные из самого неожиданного бросового материала участники «Дикой охоты», интерактивная композиция «День – Ночь» органично вошли в экспозицию, не нарушив ее заданного графикой эстетского минимализма.
В рамках выставки по выходным дням будут проходить
мастер-классы по изготовлению кукол из ткани