Пущинский музей давно и плодотворно дружит с Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д.Поленова. И теперь, в 2010 г., объявленным Годом России–Франции, музей-заповедник В.Д.Поленова представляет в нашем городе выставку о жизни и творчестве русской эмигрантки, наследницы прекрасного русского художника, которая не только сумела сохранить семейные традиции вдали от Родины, но и смогла раскрыть французам богатство и неповторимость русского фольклора.
Благодаря усилиям этой хрупкой женщины с нелегкой судьбой французы ближе познакомились с историей нашей страны, стали лучше понимать ее быт и культурные традиции.
Мария Васильевна Поленова (1891— 1976) — средняя дочь Натальи Васильевны и Василия Дмитриевича Поленовых. Любя живопись и обладая художественными способностями, Мария Васильевна еще с детства увлеченно занималась рисованием под руководством отца. Но несомненно и влияние многоталантливости рода Якунчиковых.
Все годы пройдут в постоянной борьбе с житейскими трудностями, но всё отступало перед творческой энергией, увлеченностью Марии Васильевны, которые наполняли каждый день особым духовным настроением «художественного восторга», дарили прекрасные часы вдохновения. Она успешно осваивает новые виды художественного ремесла. Загадка ее таланта состоит в том, что никогда не было известно, что вдохновит на новые поиски в следующий период, в чем проявится эта многогранность и непредсказуемость творчества, которое неразрывно связывает ее с Россией.
Замечательны её вышивки изысканных цветочных букетов, созданные по собственным эскизам, и художественные аппликации на ткани. Трудно представить, но ткань в руках настоящей художницы может обладать всеми возможностями красок, и лоскуты способны передать зрителю те же ощущения, что акварель или масло. Работа с тканью — как кистью, цветовыми пятнами, а стежки — движение кисти. Аппликации Марии Васильевны убеждают в безграничности возможностей создания новых образов. Во всех работах Марии Васильевны сказывается вкус, красота, чувство художественной меры... Это своего рода искусство «живописи в ткани».
Почти 10 лет (с 1938 года вплоть до 1947) Мария Васильевна ставила спектакли китайских теней. Для такой работы требовались минимальные средства: черная плотная бумага и ножницы. Но мало точной и верной руки. Художница обладала удивительным чувством линии, которое лаконичный силуэт делало живым. В репертуаре были французские народные песни, а во время немецкой оккупации ставились русские сказки, например «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, русские народные песни в обработке друга юности, композитора А. Н. Александрова, жившего в Москве, и инсценировки поэм А. С. Пушкина.
В 1948-1968 годах Мария Васильевна руководит детским театром школы приходов Московской Патриархии. Создает эскизы и шьет костюмы, делает бутафорию к постановкам «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Кощей Бессмертный», «Хрустальный башмачок», а для французского детского театра создает декорации «Конька-Горбунка». Мария Васильевна занимается также и художественным воспитанием детей приходской школы.
С 1955 года увлекается кукольным театром: делает кукол из папье-маше, шьет им костюмы, рисует декорации, приобщает к этому делу свою племянницу Дениз Вебер (внучку М. В. Якунчиковой). Созданы спектакли: «Петя и волк» Прокофьева, «Аленький цветочек», «Соловей» Андерсена и, в зависимости от публики, представления даются на русском и французском языках с одними и теми же исполнителями.
В 1968 году пришло новое увлечение — мягкой игрушкой. По собственным выкройкам Мария Васильевна до последних дней своей жизни творила добрых, очаровательных зверюшек. Она приняла участие в более чем тридцати выставках-продажах во Франции, которые принесли ей успех.