18 июля 2010 года в Ярославской областной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова открылась выставка «Земля славянская», на которой представлены репродукции картин русской серии всемирно известного художника, ученого, мыслителя, путешественника Николая Константиновича Рериха. Выставка посвящена 1000-летию Ярославля и подготовлена совместными усилиями сотрудников Музея истории города и Ярославского Рериховского общества «Орион».
Творчество Н.К. Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его картины притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью.
«Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт», - писал космонавт В. Севостьянов.
Художественное наследие Рериха огромно: около 7000 живописных полотен, и каждое является своего рода шедевром искусства. Картины, эскизы декораций хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
Кроме художественного, он оставил нам богатое и разнообразное литературное и научное наследие. Рерих — автор примерно тридцати печатных научно-философских трудов. Наиболее известны его книги, изданные в 1921-1936 годах в Риге, Берлине, Харбине и Нью-Йорке: «Цветы Мории», «Пути Благословения», «Сердце Азии», «Шамбала», «Алтай-Гималаи», «Врата в будущее», «Держава Света» и другие.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он окончил его в Азии.
В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи совершили большое путешествие по России. Они посетили около 40 старинных русских городов. Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Николая Константиновича, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. В статье «Чутким сердцам» Н.К.Рерих называет это путешествие паломничеством. В 1903 году Рерихи посещают Ярославль, Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Церковь Рождества Христова», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и многие другие.
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством отчаяния за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвятил Ярославским храмам.
Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
В 1924-1928 годах Н.К. Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь путь этой сложной экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, учёный-востоковед. Результаты этих исследований оказали значительное влияние на всё последующее творчество художника.
Последние двадцать лет своей жизни Рерих вместе с семьей провёл в Индии, в гималайской долине Кулу. Там он основал Институт Гималайских Исследований «Урусвати», который вскоре превратился в международный центр сотрудничества учёных разных стран.
Н.К. Рерих является пионером советско-индийских отношений. В самые трудные времена, когда Индия ещё была колониальной страной, и Советский Союз был изолирован от неё, Рерих сумел создать своеобразный мост дружбы между двумя странами. Более того, деятельность Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов можно рассматривать в контексте взаимодействия духовных традиций Индии и России. Они сыграли в этом процессе уникальную роль.
Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда подчеркивал свою принадлежность к русской культуре, до последних дней возвращался в своем искусстве к русской тематике.
Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей неоднократно подчеркивалась на уровне высшего руководства России и Индии. Например, премьер-министр В.В. Путин, будучи Президентом России, говорил: «Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но, тем не менее, духовной близости наших народов».
Главной чертой философских взглядов Рериха является космизм. Творчество его пронизано идеей единства человека и Космоса. Первый космонавт Ю.Гагарин в своем бортовом дневнике записал:
«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».
Известный учёный, академик А.Л. Яншин, отметил близость идей Рериха к исследованиям крупнейших русских учёных.
«Н.К. Рерих, — писал он, — должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха».
Путником прошел художник по всему миру, но огонек дома для него всегда горел в России. И через много лет Николай Константинович написал: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения». В Рерихе жила любовь к просторам Русской земли, ее лесам, холмам и озерам, к ее святыням, к бесконечным дорогам, которые исходил он в молодости, пытаясь понять Россию, ее историю и культуру, проникнуться духом ее, найти истоки мудрости ее и силы.
Своих героев - тружеников художник называл «Светочи». Каждый образ, каждое полотно отвечают главной задаче Мастера – «быть источником радости и средоточием счастья». Не случайно Святослав Рерих, сын художника сравнивал картины Николая Константиновича с окном, открытым «в другой, прекрасный и манящий нас мир, мир желанных надежд и свершений».