Они скрывали все, что было принято прятать - тело ниже пояса. Но обнажали сущность своего владельца, - телесную и социальную: «От пояса до пят» - выставка Российского этнографического музея (РЭМ) впервые представляет коллекцию поясной одежды народов Российской империи.
«От пояса до пят» - новая выставка проекта «Антропология вещи» откроется 29 июня в 16 часов в Российском этнографическом музее. Ранее в рамках проекта были представлены принадлежащие РЭМ коллекции обуви, верхней одежды, головных уборов.
Термином «поясная одежда» принято называть любые формы юбок и штанов. Разнообразные по покрою и декору они бытовали практически у всех народов России и своим разнообразием сообщали о половой, национальной, религиозной и социальной принадлежности своего владельца. Женские штаны, так же как и юбки сообщали о репродуктивном статусе владелицы. Но кроме этого, в составе праздничного и обрядового костюмов и штаны, и юбки выполняли защитную функцию. Объектом защиты служил живот, зона которого выделялась «вставкой» в передней части одежды. Так трансформировалась память о том, что в древности это был просто кусок кожи, который и служил оберегом и мужчинам и женщинам.
В Средней Азии и Казахстане штаны являются единственной обязательной частью поясной одежды. Но поскольку штаны - это интимная часть костюма, собирателям редко удавалось их приобрести. По словам куратора проекта Натальи Калашниковой, РЭМ обладает уникальной коллекцией, аналогов которой не сохранилось даже в регионах. На выставке можно увидеть штаны с так называемым, «широким шагом», принадлежавшие сановнику бухарского эмирата, расшитые золотной нитью так плотно, что создается иллюзия тканого материала, а также свадебные штаны уйгуров, таджиков, турмен... Кстати, у всех народов выкраивание свадебных штанов сопровождалось определенными ритуалами: их вручную шили опытные женщины с большим потомством и благоприятной репутацией.
На Кавказе юбки носила только азербайджанские и курдские женщины, а также грузинские еврейки. В Поволжье и Приуралье юбок не носили вовсе. Многие женщины региона носили штаны так же как и мужчины. Они входили в женский костюмный комплекс как тюрков — татар (ыштан), башкир (аштан, салбар) и чувашей (йем), так и некоторых финно-угорских народов – мордвы-мокши (понкст), марийцев (йолаш ,ялаш) и южных удмуртов (штан).
На экспозиции обращают на себя внимание замшевые штаны с богатой вышивкой. Они характерны для костюмов киргизов, таджиков, узбеков и казахов. Такие штаны носили воины, охотники и люди на военной службе. В одном из экземпляров угадывается высокопрофессиональная работа ташкентских или ферганских мастеров, а рядом - киргизские вышитые штаны домашнего происхождения. Работа гораздо более грубая, но по словам хранителя Ларисы Поповой, «пленяющая силой своей непосредственности. В ней видна душа женщины, которая вышивала их для своего мужа, чтобы тот выглядел достойно и статусно». Впрочем, еще киргизский эпос «Манас» упоминает шитье кожаных штанов: жена главного героя эпоса шьет их перед решающей битой с врагом и наносит на эти штаны некий магический узор, который должен был сделать ее мужа непобедимым в бою. Там упоминается чрезвычайно архаичный способ нанесения узора - она продавила его зубами вдоль швов. Защитить швы на одежде неким орнаментом - это очень древний магический прием. Оценить его в полной мере можно на экспозиции в РЭМ.
Один из традиционных символов плодородия у народов Средней Азии - юбка «бельдымчи». Ее надевала киргизская женщина после рождения первого ребенка. Бельдымчи не была очень длинной и надевалась поверх повседневной одежды, а ее прототипом является элемент военного доспеха, принятого на Востоке. Как например, мужские юбки входившие в состав китайского военного костюма.
Среди наиболее ярких предметов выставки - борцовские штаны, которые бытовали в Грузии. Но профессиональными «пехлеванами» - силачами - там были иранцы. Штаны имеют жесткую форму, требующую от владельца согнуть ноги в коленях и украшены вышивкой из синих хлопчатобумажных нитей.
У народов Сибири с нижней поясной одеждой также был связан целый ряд представлений, - у ненцев, обувь и штаны, ассоциирующиеся с женским низом, считалась сакрально нечистыми. И хранились эти вещи в специальных меховых мешках недалеко от входа в жилище. Перевозили их во время перекочевки отдельно от всей прочей мужской и женской одежды на специальной нарте вместе с шестами от чума и железным очажным листом. Это обычай соблюдается и в настоящее время в тех семьях, которые ведут традиционный образ жизни. Нанайцы и ульчи верили, что женское белье (штаны с нагрудником) обладает способностью отпугивать диких животных: «Если медведю в лесу показать дилба - женские штаны, он убежит – стесняется». Также у нанайцев женские штаны использовались как атрибут магических действий, регулирующих рождение ребенка определенного пола. Женщины, желающие родить мальчика, к поясу штанов подвешивали специальный амулет, условно изображающий фаллический символ и имеющий форму деревянного диска с продетой сквозь него палочкой. Женские штаны выступали и как объект магического обмена: «одна из информантов, имевшая только мальчиков, поменялась в свое время штанами со своей племянницей, у которой были только девочки. Собеседница отмечала, что племяннице обмен «помог», а ей – нет», пишут исследователи.
В бурятской традиционной культуре отцовские штаны играли большое значение в родильной обрядности – в них заворачивали послед при захоронении, а также самого новорожденного. Вера в охранительную силу родительских вещей отмечена также у тюркоязычных народов, при этом «мужская поясная одежда вообще рассматривается как один из самых сильнодействующих оберегов». Как отмечал Н. А. Алексеев, «после родов телеуты перевязывали живот рожениц штанами мужа. Если новорожденный плакал, вертелся, на него клали штаны отца. То же самое делали, когда оставляли его одного дома».
Другими словами, штаны в традиционной культуре служили и символом чистоты намерений, оберегом, обладали способностью отпугивать диких животных. Казалось, их путь от набедренной повязки не имеет обратного хода, но степень ее влияния оказалось такой мощной, что бескорыстно непрактичный кусок ткани вокруг бедер самым неожиданным образом напоминает о себе даже на берегу Баренцева моря. В этом можно убедиться на выставке «От пояса до пят» в Российском этнографическом музее.