В октябре 2010 года в Санкт-Петербурге в Парадных залах старейшего художественного музея России - Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Университетская набережная, 17) будет проходить выставка «Французы в Академии художеств. XVII - начало XX в.». Это вклад Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Год Франции в России и России во Франции. Зрители увидят более ста картин, рисунков, скульптур, архитектурных чертежей и моделей французских и русских мастеров из собрания музея, а также гравюры из Научной библиотеки Российской Академии художеств.
Впервые за много десятилетий экспонируется одно из ранних произведений Антуана Ватто «Гулянье в парке» - первоначальный вариант картины «Деревенская новобрачная». Исследователи относят ее к циклу работ, посвященных сельским праздникам.
XVIII столетие представлено декоративной живописью, столь популярной в галантный век. Если подписное «Панно с вазой, собакой и зайцем» Жана-Батиста Удри уже знакомо нашим постоянным посетителям, открытием выставки, несомненно, станет цикл из четырех декоративных панно, посвященных Аполлону и Дафне. Европейские художники часто обращались к истории безответной любви бога света, воспетой римским поэтом Овидием в «Метаморфозах». Представленная серия украшала один из петербургских дворцов.
Много подлинных шедевров в разделе рисунка Сангины скульптора и рисовальщика Э. Бушардона (1698-1762) попали в академическое собрание в 1769 г., куда поступили от ее президента И.И. Бецкого. Такое же происхождение имеют и блистательные рисунки Ж.-Б. Греза (1725-1805). Являясь подготовительными этюдами к его живописным полотнам, эти листы являются вполне самостоятельными произведениями. Штудии натурщиков французского живописца и гравера Ш.- Ж. Натуара (1700 – 1777) принадлежащие к историческому собранию Академии художеств, на протяжении двух столетий использовались учениками как образцы для изучения. Русский рисунок представлен совершенствования во Франции. Высоко ценимые в Академии, они служили оригиналами для копирования в течение десятилетий. Внимание привлекут прекрасные виды Санкт-Петербурга, выполненные маринистом и литографом Фердинандом В. Перро в 1840-1841 гг. Первоначально эти литографии, раскрашенные акварелью от руки, находились в собрании великого князя Николая Николаевича старшего.
Среди гравюр следует отметить два изображения, связанных с историей Академии художеств. Это портреты императрицы Екатерины II (собрание Научной библиотеки РАХ) и цесаревича Павла Петровича (НИМ РАХ), выполненные в 1765 г. в карандашной манере Л.М. Бонне (1736-1793).
Смысловой доминантой выставки стало богатейшее собрание архитектуры музея: проекты французских зодчих (Ж. Тома де Томона, О. Монферрана), осуществленные в Санкт-Петербурге; произведения молодых русских архитекторов-пенсионеров Академии, сделанные во Франции.
В разделе скульптуры экспонируются авторские модели скульптур работавшего в Санкт-Петербурге Этьена Мориса Фальконэ; «Голова Диогена» П. Пюже ( вторая половина XVII в., - гипсовый слепок фрагмента мраморного горельефа «Александр Македонский и Диоген», привезенный Фальконэ и в 1767 г. подаренный Академии художеств). Л.-С. Адам представлен головой «Огня» из серии «Четыре стихии» 1740-1750-х гг., а А. Куазевокс – бюстом прославленного политика кардинала А. де Ришелье. Около 1870 г. будущим почетным членом Академии художеств Огюстом Роденом исполнена авторская модель бюста Луи Пастера. Среди произведений русских ваятелей – творения Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, И.П.Прокофьева, М.М. Антокольского, выполненные во Франции.
Куратор – заместитель директора по научной работе музея Вероника Трановна Богдан