«Цивилизованный мир» считал их слаборазвитыми, а они умели лечить парализованных, веками сохранять единство своих народов и… равновесие между мирами. Они не выбирали своей судьбы, их самих выбирали духи.
«Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» - выставка, представляющая крупнейшую в мире коллекцию Российского этнографического музея (РЭМ) посвященную шаманизму откроется в РЭМ 18.05.2010 г. Пресс-показ начнется в 14.30 по адресу Инженерная ул. 4/1.
Кетское и хантыйское мольбища и более 200 предметов шаманского культа 25 коренных народов Сибири, среди которых шаманская одежда и бубны, лечебные амулеты, бронзовые и латунные зеркала, посохи, изображения духов-помощников - предметный мир известных и неизвестных сибирских шаманов. Все, что иллюстрируют мифологическую картину и модель мира народов Сибири, их представление о душе можно будет увидеть на выставке в Российском этнографическом музее
Центральное место занимает комплекс предметов Шаманского чума. Он включает скульптурное изображение духов Верхнего и Нижнего мира, - духов помощников, сопровождавших шамана во время камлания и путешествия по мирам Вселенной. Важнейшей частью являются алтайский, хакасский и эвенкийский бубны с изображением Вселенной, одежда бурятского шамана Дамба, эвенкийского шамана С.Урканова, чукотского шамана и корякской шаманки КолЯ, так называемого «превращенного пола», а также алтайского, селькупского, кетского, удэгейскаого и тофаларского шаманов. С помощью лечебных амулетов, бронзовых и латунных зеркал, посохов, изображений духов-помощников шаманов, предствленных на выставке, можно будет восстановить в воображении процесс «становления шамана», «промысловое камлание», направленное на достижение удачи во время охоты или рыбного промысла, а также гадание, лечение и проводы души умершего.
Впервые коллекции РЭМ, посвященные шаманизму были показаны на выставке 1992 года, - в советские годы «шаманская тема» была запретной и шаманизмом как направлением мало кто занимался. За прошедшие с тех пор 18 лет коллекции видели только посетители европейских музеев, по которым она «гастролировала», но по словам исследователей, за прошедшие годы им удалось существенно продвинуться по пути изучения собрания, в частности, восстановить имена шаманов, которым принадлежали предметы и теперь одежда и атрибуты представленные на выставке «персонифицированы». Кроме того, в нынешней экспозиции более полноценно использован документальный материал. В частности, на экспозиции будет демонстрироваться фильм, в который вошли съемки удэгейского шамана, сделанные в 1928 году года знаменитым режиссером Литвиновым. Ккроме этих уникальных кадров, мы покажем видеозаписи камланий сделанные в 1941 году у тувинцев и 70-е годы у нганасанов.
По словам одного из авторов выставки Карины Соловьевой, в коллекции РЭМ храняться вещи, приобретать которые всегда было очень трудно, а сейчас просто невозможно. Но тем не менее, РЭМ обладает крупнейшей коллекцией по шаманизму в мире. «Мы владеем собранием из более чем 60 костюмов, у нас хранится единственное мольбище – его привез от эвенков знаменитый ученый Макаренко. Часть именно этого святилища реконструирована на выставке».
«Первые коллекции, содержащие предметы шаманского культа появились в музее в 1902 году благодаря Министерству финансов Российской империи. Сегодня в состав коллекций входит более 60-ти шаманских костюмов, около 170-ти шаманских бубнов, 105 колотушек и огромное количество шаманских атрибутов, включающих в себя мифологические изображения, ритуальные предметы, а также изображения духов-охранителей самих шаманов. В целом, наша коллекция насчитывают несколько тысяч экспонатов, что, безусловно, делает ее одной из крупнейших в мире».
Сам термин «шаманизм», применяемый сегодня к обозначению духовной традиции характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири. Он происходит от тунгусского глагола «СА», что означает «знать». Таким образом, слово определило саму суть явления: «шаман» - это «знающий человек», который осуществляет посредническую связь между миром духов и миром людей.
Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. «Избрание» сопровождается особым психологическим состоянием – «шаманской болезнью», на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, - ищет уединения, иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью. Считалось, что если «заболевший» не потомственный шаман, то в него вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким образом призывает его взять на себя ответственность за судьбу соплеменников. Такое «избрание» человека духами может произойти и в возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.
«Белые» и «черные» шаманы делили между собой сферы влияний. Считается, что «белые» шаманы могли камлать только небесным духам, а «черные», которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих «путешествий» могли обращаться в небесным духам. Якутские, эвенкийские и бурятский шаманы считались самыми сильными в Сибири.