Для нас, простых зрителей, театр – это всегда нечто возвышенное и неприкасаемое, и мы совсем не задумываемся о том, как появляется на свет волшебное чудо спектакля и о том, что скрыто от наших глаз за кулисами театра. И уж, конечно, далеко не каждый смертный может столь беспрепятственно фиксировать на плёнку эту таинственную жизнь… Но Валентин Барановский обладает этой привилегией по праву, ведь он посвятил театру более 30 лет.
Бродя среди декораций и переодевающихся танцовщиков, иногда даже примеряя на себя какой-нибудь импозантный костюм, Валентин ничем не ограничивает свой собственный креативный процесс. И театр охотно преподносит ему всё новые сюжеты и пикантные мизансцены. Эта «изнаночная» жизнь театра – своеобразный отдых для фотохудожника, проводящего много времени в жёстком ритме репетиций и спектаклей.
Ничто не ускользает от цепкого взгляда профессионала: и натёртые до кровяных мозолей ноги танцовщика, и исколотые иголкой нежные пальчики балерины, cнова и снова пришивающие ленты на пуанты. Нет-нет, да отразится в зеркале судьба постаревшей балерины и смертельная усталость изматывающих тренировок. Именно благодаря работе фотографа мы начинаем понимать, какой огромный труд скрывается в отточенности фуэте и как много людей самых разных профессий делает свою незаметную и необходимую работу для того, чтобы зритель мог наслаждаться искусством балета. Вот живописные кос-тюмерные, где кто-то изо дня в день бережно ухаживает за всеми этими великолепными пачками; вот по-балетному задорные работницы столовой; вот ответственный за чистоту пола на сцене, от которой зависит безопасность танцора.
А вот – всегда невидимый Фотограф, благодаря труду которого останется история Балета навсегда!
Евгения Логвинова, историк искусства, член АИС, член IFA
ВАЛЕНТИН БАРАНОВСКИЙ
Валентин Михайлович Барановский родился в Ленинграде в 1948 году и все эти годы живет в Коломне, недалеко от Мариинского театра. Увлечение фотографией началось еще в школьные годы. Фотокружок в ДК 1-й Пятилетки и студия во Дворце пионеров положили начало карьере фотографа. Потом было профессиональное училище, двухлетняя работа в бывшем фотоателье Карла Буллы на Невском, 54, учеба на факультете журналистики Ленгосуниверситета, десятилетие работы штатным фотографом АПН, сотрудничество с издательствами "Аврора", "Планета", с фирмой "Мелодия". Особое место в архиве Валентина за-няли уникальные фотографии, сделанные на полуподпольных съемках концертов Ленинградского рок-клуба в начале 80-х. Первые выступления “Аквариума”, Кинчева, Шевчука, приезды в Ленинград "Машины времени" запечатлены камерой Валентина.
Барановский работает в разных жанрах: репортаж, очерк, видовая съемка, пейзаж. Особенно ему удаются виды Петербурга и жанровые снимки, когда он застает известных и неизвестных людей в неожиданнх и очень характеристичных ситуациях.
И, конечно, главным делом жизни фотографа Валентина Барановского стала фотолетопись музыкального театра Петербурга - Мариинки (и не только ее), балета, оперы, театрального закулисья, которые он снимает с начала 70-х годов. Многие годы он официальный фотограф Мариинского театра, а его фотоработы стали основой изобрази- тельного ряда книги "Три века петербургского балета".