Александр Александрович Киселев (1838–1911), мастер лирического реалистического пейзажа и талантливый педагог, благодаря своей разносторонней образованности, жизнерадостности и общительности, был, по словам И.Э.Грабаря, «одной из заметнейших фигур старой художественной Москвы».
Академик живописи, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской академии художеств (1897–1911), член Товарищества передвижных художественных выставок и Московского общества любителей художеств (с 1876), критик, заведующий художественным отделом журнала «Артист» (1893–1894), Киселев всегда находился в центре культурных событий двух столиц.
Его подробнейший дневник, который Киселев вел, начиная с 1878 года и до конца жизни, представляет особенный интерес для изучения русской художественной культуры того времени. В нем, наряду с описанием повседневных забот художника, содержатся точные сведения о выставках ТПХВ и МОЛХа в Москве и Петербурге, Шмаровинских средах и рисовальных вечерах у С.И.Мамонтова и В.Д.Поленова, о спектаклях Большого и Малого театров, концертах симфонической музыки и т.д.
Жизнелюбие Киселева ярко проявлялось в его живописи, которая пользовалась неизменной популярностью у современников, отмечавших, что «большинство его картин отличается каким-то праздничным ликованием». И.Е.Репин писал о творчестве художника: «Его пейзажи я назвал бы самыми цельными, простыми, при всей строгости реальной правды и знания профессорски своего предмета». В качестве «частного профессора» и профессора живописи Академии художеств Киселев прививал своим ученикам строгую логичность, простоту и цельность в работах.
Частные уроки в 1879–1894 годах в Москве у него брали И.С.Остроухов, М.А.Мамонтов, М.В.Якунчикова-Вебер, Н.В.Якунчикова-Поленова, В.В.Переплетчиков, Н.В.Досекин. В 1880-е годы у художника занимались рисунком и живописью И.А. и М.А. Морозовы, в будущем известные коллекционеры и меценаты.
С 1895 года Киселев исполнял должность инспектора, а с 1897 – профессора-руководителя пейзажной мастерской Императорской академии художеств. За время его профессорства Академию окончили Н.Н.Сапунов, А.Б.Лаховский, А.Ф.Гауш, Н.Н.Горбатов и многие другие.
Он никогда не навязывал ученикам свое мнение. «Вы меня слушайте, – часто говорил он, – а делайте так, чтоб на меня не было похоже». «Преподавание его, – писал Я.Д.Минченков, – сводилось к доброжелательным собеседованиям с учащимися». В момент переосмысления живописных систем предшествующего периода и поиска новых путей в искусстве критическое отношение к своему творчеству и к преподаванию было наиболее полезным и оптимальным для молодежи.
Благодаря постоянному стремлению к совершенствованию, Киселев всегда был интересен ученикам, которые, как, например, Остроухов, Досекин, Переплетчиков, становились его ближайшими друзьями. Вместе с ними он работал на натуре, обсуждал свои картины, новости искусства. Он любил советоваться с молодежью по поводу статей, написанных им для журнала «Артист» и газеты «Московские ведомости».
Экспозиция представляет произведения художника и его учеников, а также документальные материалы – фотографии, журналы с публикациями Киселева, страницы дневника художника.
Выставка является частью исследовательско-выставочного проекта «А.А.Киселев и русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века», который завершится 2 февраля 2011 года научной конференцией и вечером памяти, приуроченными к 100-летию со дня смерти художника, настигшей его в момент работы над документами Товарищества передвижных художественных выставок.
Пресс-показ – 27 апреля в 14.00
Вернисаж – 27 апреля в 16.00
Лаврушинский переулок, 10, зал №37