Во многих странах имя Н.К. Рериха, всемирно известного художника, философа, путешественника, ученого является символом культуры и созидания. По его инициативе во всем мире были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха (г. Москва), Международная Лига защиты Культуры, многочисленные культурно-просветительские организации.
Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивались на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И.Рерихам установлен памятник. Памятник Н.К.Рериху также установлен недавно на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Н.К.Рериху посвящены пик и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.
4 апреля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества состоялась встреча на тему «Семья Рерихов и Ярославский край». С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества, член Международной ассоциации писателей и публицистов рассказал об исследованиях на эту тему.
В 1903 – 1904 годах Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск… «Поездка за стариной» – так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни. И во всем этом видел красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Путешествие носило благотворительные цели. Планировалось издать картины художника в виде писем и альбомов, дабы средства от их продажи поступили в фонд Красного креста.
Итогом «поездки за Стариной» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. Художником была создана большая живописная серия, насчитывающая более 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.
В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
В 1903 году Рерихи побывали в Ярославле, Романово-Борисоглебске, Ростове. В 1904 году Николай Константинович посетил Углич. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославской земли. В числе этих картин: «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и другие.
Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Государственного Эрмитажа.
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились (например, церковь Святого Власия в Ярославле), и мы можем любоваться ими только на его картинах. Неслучайно художник призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».
С.В.Скородумов представил посетителям Музея издание Ярославского Рериховского общества "Семья Рерихов и Ярославский край", а также интересные архивные документы: дружескую переписку Н.К.Рериха с хранителем Ростовского музея И.А.Шляковым, обложку издания Н.К.Рериха «По старине» с дарственной подписью И.А.Шлякову, репродукции картин Н.К.Рериха, на которых изображены храмы Ярославля, Ростова и Углича.
Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило началом борьбы художника за охранение памятников старины, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха – первого международного документа по защите культурных ценностей человечества.
Зимой 1904 года работы архитектурной серии, среди которых находились виды Ярославля, Ростова и Углича, были представлены на выставке «Памятники художественной старины». Экспозиция пользовалась большим успехом, и Правительство планировало приобрести все картины Рериха для Русского музея. Однако началась русско-японская война, и это намерение не осуществилось.
В 1906 году коммерсант Гринвальд занимался организацией на выставке в Америке большого отдел русского искусства. Среди 800 картин русских художников для организации этой выставки было представлено и 75 картин Н.К.Рериха. В основном это были архитектурные этюды. Однако, Гринвальд не смог заплатить необходимую пошлину. Все картины были конфискованы и проданы таможней с торгов. Произведения русского искусства разошлись по США и Южной Америке. 35 произведений Н.К.Рериха попали в Оклендский художественный музей в Калифорнии. В 1963 году эти архитектурные этюды были переданы Нью-Йоркскому музею Н.К.Рериха.
В 1974 году художник С.Н.Рерих - младший сын Н.К.Рериха обратился к Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, (одному из создателей, и основному попечителю музея Николая Рериха в Нью-Йорке) с просьбой передать в Россию коллекцию картин архитектурной серии. Так часть картин архитектурной серии вернулась в Россию. Сегодня они экспонируются в Музее Востока. Среди этих картин – храмы Ярославля, Ростова и Углича.
Уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих снова вспоминал Ярославский край. Так, будучи в Индии, в княжестве Сикким, Н.К.Рерих пишет: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись…». Дворец махараджи в Кашмире также вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России и Ярославском крае: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменистые лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки «с поклоном», резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?»
Ярославль стал первым городом на пути путешествия семьи Рерихов по Руси в 1903-1904 г.г. Это путешествие послужило началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был назван в честь его создателя - Пакт Рериха. Тогда же было предложено Знамя Мира или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который размещался над культурными учреждениями. В этом году мировая культурная общественность широко отмечает 75-летие Пакта. Торжественные мероприятия состоятся в Европе, Мексиске, Индии, на Украине, в Республике Беларусь и в России.
Знамя Мира побывало на многих горных вершинах, на полюсах, в Космосе. В конце 2009 года в Ярославле состоялся российско-индийский научный форум. Его участники выступили с инициативой разместить Знамя Мира и Флаг Земли над Музеем истории города Ярославля как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада.