”Веселые ребята” и другое Живопись и графика Владимира Пятницкого. Вернисаж 13 апреля в 18.00
Название выставке дал ее центральный экспонат — рукотворная книга В.Пятницкого и Н.Доброхотовой-Майковой «Веселые ребята». Ставший легендарным еще в годы «застоя», созданный в недрах московского андеграунда, этот образец искусства авторской книги прежде никогда не выходил на суд широкого зрителя
О книге «Веселые ребята»
«В залах Государственного Литературного музея впервые можно увидеть одно из самых знаменитых и неизвестных произведений русского искусства второй половины XX века – «Веселые ребята», рукописную книгу Владимира Пятницкого и Натальи Доброхотовой-Майковой. «Веселые ребята» знамениты – их тексты тискали в газетах и журналах как анонимные юморески или приписывали, даже в ученых изданиях, Даниилу Хармсу; кто-то, неизвестно – кто, присочинял к ним свои истории, про других героев; несколько художников делали к «Веселым ребятам» картинки и печатали комиксы от своего имени, возможно, и не подозревая, что подобранный на улице текст когда-то рождался как «книга картинок», сочинялся ради сопровождающих рисунков – замечательных рисунков Владимира Пятницкого.
Книга создана в самом начале 1970-х гг. Сочинение и рисование были чистой игрой – в голову не могло прийти предложение напечатать гротескные и даже кощунственные по мерке «серьезной» и «официальной» культуры анекдоты про то, как Лев Толстой затюкал костылем Герцена или как Гоголь переоделся Пушкиным. Книга создана в единственном экземпляре. Оригинал видели немногие. Ксерокопии с него были очень редки. Шедевр остался неизвестным публике, профессионалам, обществу. Можно надеяться, что после экспозиции в Государственном Литературном музее ему суждена вторая, новая жизнь.
«Веселые ребята» – пароксизм смеха в избытке высоты культуры. Иногда причиной, виной смеха оказывается советская интерпретация русского культурного предания – ленинские декабристы разбудили Герцена, глыба толстовской человечности и т. п. Но и в свободном переживании традиции при передержке экспозиции серьезное взрывается хохотом – и тогда Иван Сергеевич от греха бочком, бочком – и в Баден-Баден, как напоминают Пятницкий с Доброхотовой. Пародия замещает действительность и неизбежно восклицание «Пушкин, где ты?!». Существенно важно одно: «Веселым ребятам» чужд, совершенно чужд нигилизм, осмеянию открыто истолкование, только гримасы традиции.
Выставка в Государственном Литературном музее сополагает веселые фантазии – странной действительности мира живописи и графики Владимира Пятницкого. Скудная жизнь правдиво снящейся Москвы явлена зрителю в грусти и ужасах, в завороженной ласке и простоте длящейся бесконечно обыденности».
Куратор выставки, доктор филологических наук Николай Всеволодович Котрелёв
Владимир Павлович Пятницкий (1938—1978) принадлежал к числу культовых фигур московского андеграунда. В 1960-1970-х годах входил в Южинский кружок, сложившийся вокруг Юрия Мамлеева. Был близок к Г.Айги, Г.Сапгиру, В.Яковлеву, А.Звереву, Вен.Ерофееву, написал его портрет. Участвовал в большинстве выставок альтернативного искусства, включая экспозицию в Измайловском парке (1974). Работы В.Пятницкого хранятся в музее «Другое искусство» и в ряде частных коллекций.
Помимо рукописной рисованной книги «Веселые ребята», в экспозицию вошли оригинальные произведения живописи и графики (жанровые сцены, портретные наброски) из коллекций Н.В.Котрелёва, М.М.Алшибая, семьи Доброхотовых, из других московских частных собраний. Интересны также маски из папье-маше — шаржи на русских писателей: «Пушкин», «Гоголь», «Лев Толстой», «Достоевский». В целом экспонируется свыше 120 работ В. Пятницкого.