Человек, который не улетел в космос
Давно уже не видели мы такого ясного, простого искусства, настоящего реализма, который, как известно, есть отражение жизни в формах самой жизни. Не только зрение - все чувства включаются и утверждают: верю, щупаю, обоняю и осязаю. А что им делать, если все элементы произведения реалистичны, а некоторые даже натуральны. Разве что сложены они с небольшим абсурдистским сдвигом.
Выпускник лелеющей традиции Художественно-промышленной академии имени Веры Мухиной научен приукрашивать действительность профессионально. И в живописных работах, и в инсталляциях Иван Плющ от натуры далеко не уходит, препарирует ее, сохраняя ясную, пусть иногда и пугающую логику. Красит фигурки, чтоб другие боялись, выкладывает в прилавки-морозильники куски человеков, приделывает танку церковный куполок- луковичку на место башни. Все как в жизни – с примесью легкого бреда.
Куски шин на полу галереи - то ли воспоминания о детской площадке, то ли намек на парковку. Публике приходится пристраиваться между ними, чтобы, уставясь наверх, созерцать светящееся в лайт-боксах на потолке небо. Правда наблюдать его приходится через парящие под потолком, словно пучок воздушных шариков, бочки. Бочки эти и есть тот самый пресловутый баррель, который сейчас ассоциируется исключительно с нефтью, ценами и интригами. Плющ использует не нефтяные, из-под глицерина – но это тоже интересное вещество, необходимое при производстве взрывчатки. И вот таким аккуратным облачком невзорвавшимся эти бочки и парят над головами публики. Слегка сбивают с толку, но процессу созерцания не только не мешают, но и взгляд направляют и саму небесную субстанцию поддерживают. Вместо атлантов.
Глядя на новую инсталляцию Ивана Плюща, трудно не вспомнить про кабаковского «Человека, улетевшего в космос». Но тут новое время и совсем другая песня. Плющ улетать никуда не собирается. Только взглядом, сквозь естественные и неизбежные в технократической цивилизации помехи пробивается к прекрасному. В проекте «Вперед к будущему» сквозь те же бочки видно было «Сочи» с фонтаном, цветами, заснеженными вершинами на заднем плане. Теперь просто – небо над головой. Смотри и радуйся, может, еще и нравственный закон внутри себя обнаружишь. Хотя автор сверхзадачу формулирует по-другому «вам надо увидеть искусственное небо сквозь ржавые бочки - мое идеальное излучение, и тогда вы, возможно, сможете прожить хоть один день без мобильного телефона».