Известный немецкий танцовщик и хореограф Дитмар Зайфферт - выпускник дрезденской Paluccaschule, хореографической студии в Лейпциге и Ленинградской консерватории (балетмейстерское отделение), солист, а затем хореограф берлинской Штацоперы. Поставил такие балеты как «Голый король» (муз. Франсе), «Давид и Голиаф» (муз. Тило Медек), «Полёт птиц» (муз. Тило Мартину), «Весна священная» (муз. Стравинского).
С 1979 г. Дитмар Зайфферт стал директором и главным хореографом балетной труппы Лейпцигского оперного театра. Одновременно преподавал на отделении хореографии в Лейпцигской высшей театральной школе им. Ганса Отто. В 1987 г. Стал профессором. Преподаёт в Высшей школе актёрского мастерства им. Эрнста Буша в Берлине.
Как хореограф и режиссёр работал во многих оперных и балетных сценах Европы, в частности Базеле, Берлине, Копенгагене, Ленинграде, Лондоне, Мюнхене, Москве, Цюрихе, Балтиморе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Мехико, Каире, Нью-Дели, Калькутте и Токио.
Был последующим президентом (после Ю.Григоровича) международного Центра ITI и членом правления национальной Ассоциации театральных деятелей.
Награждён многими золотыми медалями и главными премиями в национальных и международных конкурсах.
Как художник Дитмар Зайфферт ведёт активную выставочную деятельность. Успешно прошли выставки в Париже (у Жан-Жака Рабле) и в берлинской галерее «Кукушкино гнездо». Следующие вернисажи пройдут в Лондоне, Киото и в «Замке фон Бисмарк» (Германия) в 2010 г.
…Когда-то великие китайские художники специально изучали движение гусиной шеи или схватку двух змей, чтобы уподобиться в своём каллиграфическом письме грациозности птицы и пластичности рептилий.
Искусство Дитмара Зайфферта имеет много общего с восточной каллиграфией в своём стремлении запечатлеть столь быстро ускользающее мгновение, творящее совершенство балета. Изображения, создаваемые Зайфертом на холсте и бумаге, – это вспышки озарений в потоке сознания, навсегда поселившегося в Танце. И это приближает его искусство к традициям медитативного Востока не только по форме, но и по сути.
Своё творчество Зайферт называет «хореографическими заметками». Художника интересует внутренняя реальность балета, а не внешняя его сторона: он слишком глубоко погрузился в сущность танца, посвятив ему всю свою жизнь. Обнажить сокрытое, преобразить физическое движение в знак, оставив только самую его суть, – таков художественный метод автора. Задуманная мизансцена часто открывается в неожиданном и даже невероятном ракурсе: это проявляется ничем не скованная творческая фантазия Дитмара Зайфферта. Линия, стремящаяся к изящной непрерывности и создающая динамическое напряжение графических композиций Зайферта, придаёт особую выразительность его произведениям.
Из сплетённых и парящих в воздухе силуэтов танцоров Дитмар создаёт сложные композиции, которые приобретают собственные очертания. Нашему воображению предстаёт то фантасмагорический цветок, то причудливая птица. Но чаще эти фигурки объединяются в некий антропоморфный образ, в котором мы с удовлетворением находим подтверждение философской мысли о единстве всего сущего.
Изобразительный лаконизм «хореографических заметок» позволяет Зайфферту легко переключаться на другие формы его персонального креативного процесса. Его многогранная деятельность охватывает хореографию, режиссуру, поэзию, психологические и педагогические исследования в области танца, создание театральных декораций и сценариев для театра и кино. Всё это требует от художника особого состояния духа и незаурядной творческой силы, вдохновлённой красотой и гармонией Балета!
Евгения Логвинова, куратор, историк искусства, член IFA, член АИС