Архитектор Петр Иванович Скокан (1918—1991), как и многие его сверстники, получив довольно рано, еще в 30-е годы, популярную тогда игрушку-фотокамеру, много подробно и с явным удовольствием снимал все, что ему казалось интересным — город, дома, горы, друзей, путешествия.
Маленькая и удобная в руке камера «Kodak» с центральным затвором и удобной перемоткой (как нынешняя карманная цифровая мыльница) была всегда с ним.
Многие фотографии сделаны с репортерской скоростью, почти киносъемка, и дают возможность почувствовать себя участником действия. Фотоархив, собранный за 50 лет с профессиональной педантичностью архитектора, представляет из себя десять больших картонных коробок, заполненных негативными пленками, завернутыми в бумагу, с надписями, сделанными явно для себя.
Эти пленки могли бы считаться пригодными для экспозиции после отбора, обработки и атрибутирования. Однако, есть особый интерес в экспонировании именно неотфильтрованного, нецензурированного, исходного материала.
Разбирая и просматривая эти пленки теперь, нельзя не удивляться чудесному превращению обыденного и незначительного в знаковое, обнаруживать другие смыслы и значения.
Для Петра Скокана фотографирование — не средство самовыражения — для этого тогда у архитекторов были живопись и акварель, и он был достаточно известен и успешен в этом жанре. Это просто фиксации без каких-либо претензий на художественность, это документы и свидетельство очевидца. А если какие-то из фотографий удачны или просто красивы, то только потому что сделаны художником.
Для выставки, приуроченной к передаче фотоархивов в фонды Музея Архитектуры отобраны две темы — северные экспедиции по Архангельской области и Онеге в 1943 и 1950 году и сюжеты из жизни Школы-мастерской И. В. Жолтовского, его учеников и самого «Ивана Славича» (как звали его близкие и ученики).
Пленки отснятые в 1943 и 1950 годах во время экспедиций по Архангельской области и Онеге показывают этот край в глухое и безлюдное время, еще до того как он стал местом культурного паломничества. Поэтому, мы видим еще не сгоревшие деревянные храмы и почти целые иконостасы — красота, еще не вспомнившая о своей ценности после интереса, проявленного к ней в начале века.
На пленках 1949—1959 годов жизни сотрудников, учеников и родственников И. В. Жолтовского кажется сплошным праздником, застольем и гуляньем по живописным окрестностям дачи. Даже посещение Учителем строек и его общение с рабочими представляется праздничным событием. Жалко, что нас там тогда не было.
Открытие 2 апреля в 18:00 в Анфиладе Главного здания