НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Метаморфозы. Художественное стекло Виктора Шевченко

c 18 марта по 15 апреля 2010Москва
Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Виктор Яковлевич Шевченко (род. 1935) – один из ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства, классик художественного стекла, Заслуженный художник России. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны – Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историческом музее, музеях-усадьбах «Царицыно», «Кусково» и других. Выставкой «Метаморфозы» ВМДПиНИ не только чествует 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности автора, но и актуализирует проблему исчезновения одной из старейших традиционных отраслей отечественного производства – художественного стеклоделия.

Диапазон профессиональных интересов В.Шевченко широк и многогранен. Выпускник Ленинградского ВХПУ им. В.И.Мухиной (ок. в 1961 году), В.Шевченко на протяжении нескольких десятилетий успешно развивал направления, заложенные в советском стекле знаменитым скульптором и художником Верой Ильиничной Мухиной: утилитарное стекло – посуда – для массового производства, ансамбли и вазы, изготавливаемые небольшими сериями, и авторское стекло – уникальные единичные произведения искусства.

Работа на Дятьковском (бывш. Мальцовском) хрустальном заводе (1961–1975) и стеклозаводе "Красный май" (Вышний Волочек, 1975–2002), где В.Шевченко был главным художником, в значительной мере определяла лицо этих крупнейших стекольных предприятий. Автор проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства, способные внести перемены в повседневное окружение (Стопки для массового производства, выполненные прессованным способом, набор рюмок и бокалов «Хрустальный», кружка «Русская»). Одновременно работал над проблемой сочетания прозрачного предмета с рельефной росписью, получив в 1963 году авторское свидетельство за соединение шамотной пасты с поверхностью стекла (блюдо «Конь», 1962; ваза «Индустриальная», 1963).

Но любимым материалом, призванием художника стало цветное сульфид-цинковое стекло в сочетании с лепной, «гутной» техникой. «Русским чудом» называли феномен советского сульфидного стекла зарубежные коллеги. Именно в этой технике, используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. «Метаморфозы» (1973) – этапная работа в творчестве мастера – стала значительным художественным явлением. Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности, к монументальной, динамичной и живой форме, а разгадка их эмоциональной содержательности кроется в богатстве возможных трактовок образов и глубоком постижении логики и напряженности природных форм. В сульфиде В.Шевченко создал и ряд декоративных ансамблей для общественных зданий, в т.ч. композиции для гостиницы «Националь» и нового здания МХАТ.

Кульминация творческого пути В.Шевченко закономерно совпала с расцветом советского художественного стекла и его международным признанием. В 1970–80-е годы в СССР стеклоделие, в отличие от живописи или скульптуры, было свободным от идеологии творческим полем, позволяющим заниматься свободным формотворчеством и пластическими экспериментами. И во многом эта возможность обеспечивалась существованием крупных производств – стекольных и хрустальных заводов, оснащенных печами для варки стекла и оборудованием для его обработки. 90-е годы XX века стали началом упадка российской стекольной промышленности, продолжающимся по сей день: большинство заводов закрылись, оставшиеся сокращают свои производства.

В изменившихся условиях В.Шевченко, основа авторского метода которого – постоянный поиск, продолжал и продолжает открывать для себя новые техники и приемы, добиваясь новой стилистики и образности. «Торс» (1990), выполненный в авторской технике, граничит со скульптурой, «Последнее окно Мейерхольда» (2003, стекло, металл) поражает своей монументальностью, драматичным сочетанием материалов, внутренним напряжением и удивительной живописностью при сдержанности цветовой гаммы, триптих «Памяти К.Малевича» (2003) и «Архитектон» (2007) отражают тенденции творчества автора в начале XXI века.

В.Шевченко – обладатель различных профессиональных премий, медали «Достойному» и диплома Академии художеств СССР; участник множества выставок в России и за рубежом: в Англии, Румынии, Германии, Чехословакии, Канаде, США, Японии и др.

На юбилейной выставке представлено свыше 100 работ из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и из собрания автора, выполненных в период с 1960-х годов по настоящее время. Собранные в одном пространстве, произведения В.Шевченко, по словам искусствоведа Н.Степанян, «поражают и масштабом задач, поставленных перед собой автором, и оригинальностью решений, и особым темпераментом, пластическим даром, объединяющим их в «линию Шевченко» внутри отечественного стеклоделия».

Для посетителей выставка открыта с 18 марта по 15 апреля.

www.museum.ru/N39402
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:damuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.07.2024  x    ?  


Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

Ратная палата: 10 лет историй о Первой мировой

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

Выставка Энцо Розамилиа «Пиковая дама» в Русском музее фотографии

«Уроки и символы Первой мировой» - выставка в Красногорском филиале Музея Победы

Выставка "Такие разные мужчины": работы Уорхола, Пикассо и Мане в Череповце

«Дорога к храму» - выставка к 100-летнему юбилею Новосибирской епархии

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

«Парад цветов» в Усадьбе Гальских в Череповце

Выставка Евгении Шадриной-Шестаковой «Мировая линия»

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка "Вера. История. Культура. Скульптор Леонид Баранов"

Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда

Выставка "Герои наших дней" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Фотовыставка «Алхимия PARI»

Работы Михаила Ушанова переданы в дар Псковскому музею

Выставка «Михаил Шолохов. Начало»

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка "Псков восстановленный"

Литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки»

Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее

Мир земной и мир Небесный

Выставка «Искусство солнечного света» Чжан Липина в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru