Проект Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру» по мнению известных экспертов, стоит в авангарде нового направления, определяющего современный язык и пластику в представлении широкой аудитории XXI века малодоступных шедевров древнерусской пространственной фресковой иконописи. Образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря со всеми их тончайшими цвето-колористическими и художественными нюансами, органично воспринятые взглядом современного художника в объёмном архитектурном и свето-воздушном пространстве древнейшего памятника, обрели новую жизнь. Искусством светописи создан на сегодняшний день единственный в мировой практике прецедент адекватного прочтения замысла великого иконописца XV века, осмысленного диалога двух эпох, искусств, художников.
В марте 2010 г. в Музее-заповеднике «Коломенское» открывается временная экспозиция «Ферапонтово в Москве». Экспозиция делается по следам публикаций в прессе и по многочисленным просьбам аудитории проекта Ю.Холдина, в результате писем, направленных в апреле 2009 г. в адрес Президента РФ Д.А.Медведева и мэра Москвы Ю.М.Лужкова с просьбой о содействии в создании постоянной экспозиции работ фотохудожника, оставшихся после его трагической гибели в единственном экземпляре авторского исполнения, уникальном, по мнению специалистов, даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Выставке в «Коломенском» дано название, возникшее по отношению к проекту Юрия Холдина в восприятии зрителей. Дионисий - московский иконописец, он расписывал в российской столице множество храмов, но в такой цельности и уникальной для 500-летней истории сохранности дошли до нас только фрески знаменитого Ферапонтового монастыря. Многие, приходящие на выставку мастера светописи, отмечают, что воспринимают как чудо – возможность видеть образы Дионисия, которые словно "перенесены в Москву". И не только образы, а словно бы сам Ферапонтовский собор переместился во времени и в пространстве, благодаря художественному приёму, которым в совершенстве владел Юрий Холдин - эффекту погружения в атмосферу этого неповторимого места во всём великолепии его природного и социального контекста, среды Ферапонтова, в которой они органично живут.
Впервые после гибели фотохудожника в «Коломенском» будет представлена часть ранее не экспонировавшихся работ известного выставочного проекта, что само по себе большое культурное событие.
Просветительская программа проекта.
Проект фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», сочетающий свежесть авторского взгляда с новейшими технологическими решениями, разрушил привычные стереотипы в представлении и изучении пространственной фресковой иконописи. Из-за односторонности подачи образа ферапонтовских фресок, неизбежной при их музеефицировании и светском характере их исследования, они, будучи памятником мирового значения, в отечественной культуре существовали словно "на обочине". Подход Ю.Холдина впервые представил собой не искажённо-фрагментарную, плоскостную иллюстрацию фресок, а позволил включить зрителя в образный строй целостного восприятия храмового пространства, при определённой освещённости раскрывающегося как "небо на земле". В огромном цикле работ фотохудожника найден световой камертон, создающий у зрителя впечатление одномоментного погружения в единое цвето-колористическое пространство собора.
Это уникальная работа и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. По мнению авторитетных специалистов – это не только "переворот в нашем искусствоведении и книгоиздании", но и "рождение нового жанра", открывающего "жизнь иконописных образов в сакральном пространстве". Возник повод говорить о том, что тончайший художественный перевод Холдина, ставший прозрачнейшим стеклом, преломившем и собравшем свет фресок, защитил авторское достоинство и подлинный уровень качества труда великого иконописца. Мы впервые за всё время существования памятника получили возможность видеть Дионисия, неизвестного миру. Эффект работ Ю.Холдина связан с раскрытием на языке другого искусства подлинного духовного измерения образов знаменитого собора. По сути это тот же эффект обратной перспективы, благодаря которому человек в храме ощущает себя вовлечённым в образный строй иконы, фрески, а не сторонним наблюдателем извне. Одно из наиболее точных определений произведений Ю.Холдина: "икона иконы", "созерцание созерцания". Его художественный перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи - это опыт видения, созерцания, "умозрения в красках" современного мастера; опыт откровения, который исключает ремесленный повтор, возникающий при копировании. Благодаря искусству фотографии, строящемуся по законам линейной перспективы, передавшему бесконечную глубину времени ушедшего, с одной стороны, с другой – показавшему иконописные образы без малейшего искажения, либо нарушения канона, осуществилась связь времён. В новом изобразительном формате усилился объём и полифония звучания классического наследия. Светописный образ знаменитого собора, представленный глазами современного художника без единой тени земного мира, обрёл новую жизнь и более обширную аудиторию. Особо важно то, что подобные работы имеют изобразительную самоценность и могут достойно представлять пласт древнерусской культуры на мировом уровне.