Памяти Давида Саркисяна Есть пространства, которые не хочется покидать. Это самые счастливые пространства. Для многих таким является пространство детства — таким был «волшебный кабинет» Давида — доброго, веселого и светлого человека, которому все было интересно. В конце ноября мы обсуждали с ним выставку Наташи Пронченко и он очень порадовался идее устроить «настоящую» рощу в Руине. А в январе его не стало. Как хочется думать, что он все еще здесь, вместе с нами, среди шелестящего леса в самом центре огромного города !
«Мчатся сосны, мчатся елки, смотрит на небо луна ..!»
Работы Натальи Пронченко исключительно — на первый взгляд, совсем по-детски — радостны и откровенны. Они как бы легко выдают своего автора, и не сразу раскрывают скрытую в них игру и глубину.
Техника исполнения — анилин на шелке — не случайна. Шелк транспарантен и проницаем (отсюда его двойственность и неоднозначность). Это род экрана, на котором образы возникают, как бабочки из шелкового кокона. Он сообщает «объектам» совсем несвойственную им от природы легкость и подвижность, и позволяет получить вариант зеркального пространства — если смотреть с обратной стороны работы.
Это искусство очень высокого темпа — так и видишь авторскую кисть легко и быстро скользящей, летающей по ткани — при очень высокой степени отбора.
Забавно, что эти же свойства позволяют придать «шелковым шедеврам» совсем противоположное, не свойственное исходному материалу качество — монументальность. Изначально станковая старая живопись, пройдя через призму восприятия современного человека, знакомого с концептуальным искусством и компьютерной графикой — претворяется в легкие, подвижные современные полотна-декорации. За ними чувствуется рука художника решительного, немного насмешливого, очень ясно, структурно мыслящего — словом, незаурядного. Они подвижны даже в прямом смысле — их так и хочется снять со стены, аккуратно сложить и увезти с собой куда угодно.
Не случайно экспозиция помещена в Руине — обнаженная каменная кладка 18-го века придает оттенок таинственного и загадочного действа. Пропадает четкая граница между архитектурными формами зала и колышущимися полупрозрачными полотнами, напоминающими театральные декорации. Все вместе воспринимается как единое театральное пространство. Каждый входящий включается в игру и начинает осмотр своего рода виртуального парка или усадьбы, где за каждым поворотом скрывается сюрприз. Зритель вынужден строго следовать правилам игры, определенным планировкой призрачных дорожек. Побродишь по этим запутанным аллеям среди тенистых ветвей и ощутишь, будто перенесся на одно-два столетия назад, в эпоху счастливых Гонзаг и Бибиенн. Эти колышущиеся пространственные планы более всего напоминают знаменитый театр архитектора Пьетро — театр без актеров и лишних слов — в котором работают исключительно театральные декорации и освещение, сопровождаемые различными мелодиями — в общем, «музыка для глаз» без всяких актерских выходов, где зрители сами являются участниками спектакля, создавая иллюзию присутствия.
Счастливой прогулки! Не заблудитесь в Наташином лесу!
Куратор выставки Ада Беляева