Творчество Ивана Павловича Похитонова (1850–1923) с годами приобретает все большее значение для русского искусства и русской художественной культуры. «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!» – говорил о нем И.Е.Репин. «Самый французский среди русских пейзажистов», как его называли современники, И.П.Похитонов много лет учился и работал во Франции и Бельгии, и большая часть его наследия осталась за пределами России. Настоящая экспозиция впервые столь широко демонстрирует творчество художника специалистам и широкой публике.
Открытию творчества И.П.Похитонова способствовала персональная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в 1963 году, после которой началось систематическое изучение наследия мастера. Поскольку художник долго жил за границей и работал в технике миниатюрной живописи, популярной в Европе во второй половине XIX века, но не получившей распространения в России, его творчество не было широко известно на родине.
Тем не менее, И.П.Похитонов всегда стремился поддерживать связь с Россией, с русской художественной жизнью. Он хотел, чтобы как можно больше его работ было представлено в коллекции П.М.Третьякова, который приобрел в свое собрание двадцать три работы мастера, принимал участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, представлял своими произведениями русское искусство за рубежом. В начале 1900-х он был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств и стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С детских лет И.П.Похитонов увлекался рисованием, писал акварелью и маслом украинские хатки, херсонские степи, своих близких и знакомых. Позже всматривался в живопись передвижников и французских «барбизонцев». Для совершенствования мастерства в конце 1876 года художник совершил поездку в Италию, а в 1877 году обосновался в Париже. В следующем году его пейзажи были приняты на выставку Салона Елисейских полей, участие в котором свидетельствовало о международном признании художника.
В Париже И.П.Похитонов пользовался советами известного русского пейзажиста А.П.Боголюбова, жившего в то время во Франции, в Барбизоне и всячески поддерживавшего русских художников, и постоянно писал на натуре на юге Франции, в Биаррице, Байоне, Ментоне, По, в окрестностях Парижа, в Медоне.
В творчестве мастера органично сочетаются проникновенно-поэтический взгляд на мир, свойственный русскому пейзажу настроения, с истинно французской изысканностью живописи.
Художник писал свои картины на небольших дощечках лимонного или разных пород красного дерева тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, использовал мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользовался во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Этими средствами он добивался полной законченности картины, сохраняя при этом свежесть непосредственного восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».
Экспозиция показывает все периоды творчества И.П.Похитонова в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, пейзажно-жанровой живописи. Произведения сгруппированы по странам и областям, в которых работал художник – Франции, Италии, Бельгии, Украине, России, Белоруссии. Отдельно представлен один из излюбленных мотивов художника – сцены охоты разных периодов творчества. Зрители смогут познакомиться с наследием мастера с помощью увеличительных стекол и фотоувеличения. Интересным дополнением на выставке станут керамические тарелки с рисунками и автографами художника, созданные в Парижской керамической мастерской русских художников А.П.Боголюбова (конец 1870-х – начало 1880-х). Выставка включает более 80 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи и из коллекции О.Л.Маргания.
Пресс-показ – 2 марта в 14.00
Вернисаж – 2 марта в 16.00
Выставка открыта с 3 марта
Лаврушинский переулок, 10, залы 46–48