21 февраля 2010 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры» состоялась программа «Наследие академика А.А. Ухтомского в XXI веке».
Перед слушателями выступила заведующая Мемориальным Домом-музеем академика А.А. Ухтомского в Рыбинске (Ярославская область) и его бессменный руководитель на протяжении 20 лет - Наталия Николаевна Бикташева. Она отметила, что свое выступление рассматривает как продолжение плодотворного сотрудничества с Ярославским Рериховским обществом. Это взаимодействие началось в 2008 году и проявилось в проведении в Доме-музее академика Ухтомского ряда выставок, связанных с жизнью и творчеством семьи Рерихов. Наталья Николаевна обратила внимание на общее, связывающее этих великих людей – стремление к истине, нравственному совершенствованию, познанию человека. В настоящее время в стенах Дома-музея проходит выставка, посвященная Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка А.А. Ухтомского и 20 лет со дня открытия Дома-музея его имени. Из выступления директора Музея истории города Ярославля В.Г. Извекова, слушатели с интересом узнали, что именно он 20 лет назад, будучи руководителем департамента культуры, подписал разрешительный документ на открытие Дома-музея Ухтомского.
В течение программы Н.Н. Бикташева рассказала слушателям о биографии и достижениях нашего земляка, замечательного русского физиолога А.А. Ухтомского, познакомила с его эпистолярным наследием, продемонстрировала два небольших любительских фильма «Двойник» и «Бесценный дар».
Алексей Алексеевич Ухтомский известен не только как ученый-энциклопедист, предвосхитивший целый ряд направлений современной нейрофизиологии, но и как яркая, неординарная личность.
Алексей Алексеевич родился 25 июня (13 июня) 1875 года в местечке Вослома, на границе Пошехонского и Рыбинского уездов, в семье князей Ухтомских, род которых восходит к Рюрику. В 1927 году в письме ученого читаем: "Вся округа, в которой я родился в ярославском Заволжье, заселена крестьянами почти исключительно Филиппова согласия. Их строгий дух влиял на нашу семью. Я в значительной мере воспитан преданиями этого замкнутого и в то же время коренного русского крестьянина".
Первые уроки духовности Алексей Ухтомский получил от своей тети (сестры отца), княжны Анны Николаевны, которая ввела его в мир старообрядческой культуры с ее принципами: Земля, Вера, Любовь. В детстве Алексея занимала психология подвижничества. Крепкая народная вера, любовь к родной земле породили у будущего ученого потребность в познании истины, добра и красоты.
По настоянию матери, в 1888 году он поступил в Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева, где проявил явный интерес к науке. В этот период значительное влияние на него оказал Иван Петрович Долбня — преподаватель математики, которого Ухтомский назовёт в своих воспоминаниях «учителем мысли». В 1894 году по совету И.П. Долбни он поступает на словесное отделение Московской Духовной академии. Тема диссертации Ухтомского в академии — «Космологическое доказательство Бытия Божия», где выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума и уникальности каждой личности. По окончании академии у него возникает идея выявить научные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается всё разнообразие человеческой личности. И А.А. Ухтомский в возрасте 25 становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, учеником академика Н.Е.Введенского. В 1911 году он защищает магистерскую диссертацию, в 1922 берет под свое начало кафедру физиологии. В 1930-е годы, будучи уже академиком АН СССР, основывает при университете научно-исследовательский физиологический институт, работающий и ныне под именем этого выдающегося ученого.
Вершиной творчества А.А. Ухтомского стало разработанное им учение о доминанте, объясняющее основные аспекты поведения человека. Доминанта — это по сути набор рефлексов, которые в данный момент преобладают в центральной нервной системе человека, обеспечивая удовлетворение той потребности, которая на этот период времени становится главной. А.А. Ухтомский связывал принцип доминанты с главными вопросами человеческого бытия, с психологической и нравственной направленностью личности.
Человеку, считал ученый, свойственны две противоположные тенденции. Одна из них — искать в собеседнике своего двойника, т.е. нечто, отвечающее его собственным настроениям, интересам, порокам, и стремиться навязать собеседнику свои взгляды. Такую тенденцию человеческой психофизиологии можно назвать эгоистической: человек все пытается подчинить собственной доминанте. Как показывает жизнь, это неизбежно приводит к искаженному восприятию действительности и деградации личности. Вторая тенденция состоит в том, чтобы попытаться понять позицию другого человека, иногда даже суметь пожертвовать собственной доминантой или усомниться в ее справедливости. В этом случае человек получит «заслуженного собеседника», который откроется ему таким, каким он того заслуживает: умному – умным, доброму – добрым и т.д. Воспитание у себя такой тенденции — умения слушать другого, считаться с его взглядами и уважать их — это высокая цель, к которой должен стремиться человек, претендующий на высокое звание Личности.
«Я думаю, что настоящее счастье человечества будет возможно только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключения в жизнь другого человека, когда воспитается в каждом из нас доминанта на лицо другого», - писал Алексей Алексеевич.
"Когда человек науки достигает определенного уровня духовной культуры, он становится генератором сознания, охватывающего все стороны жизни, так как научные знания обогащаются вечными основами бытия". Эти слова были сказаны иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Никоном на открытии и освящении Мемориального Дома-музея академика А.А. Ухтомского 20 сентября 1990 года в г. Рыбинске.
Жизнь А.А. Ухтомского завершилась 31 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. Но имя его не забыто. Он оставил потомкам бесценный дар – нравственное наследие, востребованное и в 21-м веке. Этот выдающийся ученый, несомненно, обогнал свое время, мы лишь сейчас начинаем понимать значение его идей для настоящего и будущего развития науки. Он поставил перед наукой о человеке не только задачу объяснить тайны человеческой природы, но и главную цель: переделать саму природу человека, выработав новые мотивы его поведения в соответствии с нравственными идеалами человечества.
В заключение программы Н.Н. Бикташева представила слушателям планы развития деятельности Дома-музея академика А.А. Ухтомского. Этот небольшой мемориальный музей в сотрудничестве с рыбинской средней школой № 19 на протяжении многих лет ведет активную научную и культурно-просветительскую работу и, следуя заветам Ухтомского, стал достойной средой для воспитания творческой нравственной личности. Здесь проводятся передвижные выставки, конференции, Малые Ухтомские Чтения. Творческой группой энтузиастов разработана концепция развития музейно-образовательного комплекса имени А.А. Ухтомского на его родине – селе Восломе, создан проект «Дома заслуженного собеседника» как центрального компонента этого комплекса. Все это, безусловно, заслуживает поддержки на государственном уровне и скорейшей реализации. Как подчеркнула в заключение ведущая программы Н.Н. Бикташева, современные ученые говорят: за Павловым – век 20-й, за Ухтомским – 21-й.
Судя по многочисленным вопросам, заданным лектору по окончании программы, эта тема вызвала большой интерес посетителей музея.