В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Имя Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972), блистательного живописца, выдающегося теоретика и общественного деятеля, принадлежит русской культуре и одновременно является символом искусства Армении. Работы художника находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, но впервые наш музей демонстрирует свою коллекцию произведений М.С.Сарьяна целиком.
М.С.Сарьян учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, параллельно усваивая уроки импрессионизма и принцип декоративно-плоскостной живописи в мастерских В.А.Серова и К.А.Коровина. С момента поступления в Училище он сблизился со своими однокашниками П.В.Кузнецовым, П.С.Уткиным и другими молодыми символистами и приобщился к тенденциям французского искусства рубежа XIX–XX веков.
М.С.Сарьян всегда ощущал в себе тяготение к национальным истокам. Художник впервые отправился в Армению в двадцатилетнем возрасте, и неповторимые пейзажи и колорит быта народа этой страны дали мощный импульс его творческим поискам.
В 1907 году М.С.Сарьян участвовал в знаковой для символистов выставке «Голубая Роза» с циклом «Сказки и сны». Ему, как и его соратникам, были близки фантастические образы сказок, дающие возможность свободного обращения с формой и цветом. Художник выработал свою, не похожую на другие, живописную манеру. «По одну сторону Сарьяна были мистики во главе с Кузнецовым, по другую – мистификаторы – Сапунов, Судейкин, Милиоти», – писал А.М.Эфрос. М.С.Сарьяну, с его живым и непосредственным восприятием действительности, была близка позиция ребенка – воплощения истинного понимания окружающего в искусстве символизма.
Последующие выступления на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства» приносят Сарьяну успех, и в 1911–1913 годах Советом Третьяковской галереи были приобретены его картины «Зеленый кувшин» (1910), рекомендованная В.А.Серовым «Глицинии» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912) и другие. Уже после смерти художника в галерею стараниями коллекционера и исследователя И.С.Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), экспонировавшаяся на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Эта этапная для творчества М.С.Сарьяна работа, по словам художника, синтезировала задачи, которые, он тогда ставил перед собой. В ней он «представил природу как единое живое существо».
Собрание работ М.С.Сарьяна в Государственной Третьяковской галерее разнообразно и насчитывает более 60 работ. На выставке представлены живописные полотна, акварели и рисунки, созданные художником начиная с 1906 года. Экспонируются произведения, написанные М.С.Сарьяном во время творческих путешествий по Ближнему Востоку – Турции, Египту и Персии – «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911); портреты людей, близких художнику по духу – Анны Ахматовой, актера Н.Д.Мордвинова, армянского художника Хачатура Есаяна; натюрморты, созданные в период 1930-х – 1950-х годов, этюды 1950-х – 1960-х.
М.С.Сарьян много работал над оформлением театральных спектаклей: в Государственном театре Армении, в Ереванском оперном театре, в начале 1930-х – Московском музыкальном театре К.С.Станиславкого и В.И.Немировича-Данченко. Отдельные эскизы, выполненные для постановок в Одесском театре оперы и балета, также представлены на выставке.
Пресс-показ – 26 февраля в 14.00
Вернисаж – 26 февраля в 16.00
Крымский Вал, 10, залы 21–22