Н.К.Рерих, всемирно известный художник, ученый, путешественник, общественный деятель, объясняя уникальность древнерусского искусства, писал в начале XX века: «Даже всего десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших старых икон, многие даже культурные люди ещё не понимали меня и смотрели на мои слова, как на археологическую причуду. (...) Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают; из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски... Наконец мы прозрели; из наших подспудных кладов добыли ещё чудное сокровище».
В наши дни искусство иконописи привлекает внимание и вызывает неизменное восхищение у многих. 7 февраля 2010 г. в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион» состоялось интересное мероприятие из цикла «Мир иконописи». Научный сотрудник Ярославского Художественного музея Виктория Викторовна Горшкова на примере замечательного собрания икон Митрополичьих Палат рассказала посетителям об иконографии известных христианских праздников – Рождества, Сретения, Благовещения и Пасхи.
Памятники ярославского древнерусского искусства XVI-XVII веков, связанные с этими праздниками, представляют особый интерес, т.к. отражают дух того переломного времени. Виктория Викторовна обратила внимание слушателей на некоторую схожесть XVII века и нынешнего. Это был век активного строительства и информационного прорыва. В Ярославле в этом веке за 50 лет было построено 50 храмов. Причем, возводили храмы в основном на средства небогатых прихожан, строили их в мире и согласии, видя в этом общее благое дело, потому и доводили его до успешного завершения. Еще одна яркая особенность XVII века – люди много читали, жадно впитывали книжную мудрость и много знали. Отсюда такая информативная наполненность икон XVII века. К иконописному искусству того времени часто применяют термин «обмирщение», говоря о том, что оно становится ближе к миру. Но с этим можно и подискутировать. Искусство не стало мирским, оно стало более эмоциональным, взволнованным и сохранило высокое религиозное чувство. Иконописцы стремились воздействовать на восприятие человеком событий христианской истории, заставить его сопереживать им. И это удавалось!
Ярославская икона Рождества XVII века не просто отражает евангельский сюжет, она представляет собой сложную, закрученную в мощный водоворот композицию. Здесь и момент рождения Христа, и пастухи с Ангелом, принесшим чудесную весть, и волхвы, идущие за звездой – все в движении. И это оправдано: родился Спаситель – мир преобразился. Русское искусство очень подвижно. Пришедшая к нам из Византии иконография на протяжении веков активно развивалась нашими мастерами, и это хорошо заметно по иконе Рождества. Из западно-европейского искусства русские иконописцы заимствовали, например, измененный образ пещеры, в которой родился Христос. На иконе это просто удаленное, заброшенное место. А кони волхвов – словно сивки-бурки из русских сказок. Необычность этой иконе придает также эпизод, который ранее не использовался в иконографии – избиение младенцев в Вифлееме по приказу царя Ирода. Представлена эта картина очень трепетно, с большим сопереживанием. Иконописцу удалось убедительно передать скорбь и страдание матерей. Неудивительно, что эта икона не может не взволновать чуткого зрителя. Она побуждает заново пережить чудесные события христианской истории, представляя их при этом не в виде плавного, размеренного рассказа, а экспрессивно, эмоционально, воздействуя поверх слов.
Следующая икона, о которой рассказала зрителям искусствовед, связана с праздником Сретения, отмечаемым 15 февраля. Сретение символически знаменует встречу Ветхого и Нового заветов, поэтому в центральной части иконы изображен эпизод встречи старца Симеона с Марией и Иосифом, принесшими в храм младенца Христа. В нижних клеймах иконы представлены сцены, связанные с Симеоном: он переводит Библию на греческий язык и видит Ангела, предсказывающего ему встречу с новорожденным Спасителем. В праздник Сретения в христианских храмах поется очень красивая молитва старца Симеона «И ныне отпущаеши…». Пророчество сбылось, говорится в ней, я видел Христа, я убедился и теперь могу уйти. Это песнопение потрясающе исполнял в свое время Федр Шаляпин, вложив в него всю широкую, взволнованную душу русского человека. Верхние клейма иконы посвящены богоматери. Иконописец создал очень трогательный, волнующий образ. Показанные рядом падающие языческие идолы говорят о приходе нового времени – христианства. Внизу иконы мы видим символическое изображение ада в виде раскрытой звериной пасти, в которой томятся и праведники в белых одеждах. Но благодаря рождению Христа они будут спасены, именно поэтому младенец на руках старца Симеона из центра иконы направляет в сторону ада длинную трость как надежду на спасение. Так икона Сретения, соединяя в своей многоплановости прошлое и будущее, не только вызывает в воображении известные исторические события, но и побуждает к размышлению. Исторический масштаб образов этой иконы, созвучность переживаниям праздника определяют ее большую ценность, тем более, что таких подробных икон Сретения в мире известно совсем немного.
Ярославская икона Благовещения XVI века тоже имеет очень интересные моменты. Во-первых, это необычный образ Девы Марии, которой Архангел Гавриил приносит благую весть о чудесном рождении Христа. Дева изображена сидячей, но несмотря на это ее изображение представлено очень динамично, в развороте. И рука, обращенная к божьему вестнику, открыта ладонью вверх, что означает «слышу». В ее позе чувствуется одновременно царственность и взволнованность. Второй интересный момент – включение в композицию иконы архитектуры. Стены со сложным геометрическим орнаментом, звучность цвета и гармония форм различных строений в верхней части иконы придают основному сюжету особую торжественность и яркость. Глядя на эту икону, кажется, что слышатся праздничные песнопения Благовещения «Радуйся Благодатная… Господь с Тобою». Однако, в знакомом представлении этого события мы неожиданно замечаем загадочный персонаж в нижней части иконы. Девица, одетая в той же цветовой гамме, что и Дева Мария, и тоже с прялкой. Она размещается между Марией и Архангелом, словно выступая посредником между ними, соединяя их. Этот персонаж появился на иконах Благовещения в XVI веке. Апокрифы поясняют: девица – свидетельница чудесного события, которая и рассказала о нем людям. Такое народное начало, отраженное в иконе, тоже говорит о новых иконографических исканиях ярославских мастеров.
И наконец, ярославская икона Пасхи, представленная зрителям, в первую очередь удивила своей легендарной судьбой. Она была неожиданно обретена в 1977 году на чердаке при ремонте Митрополичьих Палат. При реставрации с нее было снято три слоя более поздней живописи: XIX, XVIII и XVII веков, и под ними открылась хорошо сохранившаяся, очень интересная иконография конца XVI столетия. Она представляет собой подробнейший рассказ не только о воскрешении Христа, но и о предшествующих и последующих за ним событиях. Как пояснила зрителям В.В.Горшкова, такая перенасыщенная подробностями иконография потом уйдет, упростится. У иконы нет четкой композиции, она динамично развивается во все стороны. Причем, кроме чуда Воскрешения Христа, мы видим на ней отражение драматической битвы Света и тьмы, ангелов и демонов, несомненно, вызывающее эмоциональный отклик. Интересно изображен на иконе ад. Это некое антропоморфное существо с множеством глаз. На его фоне – Сатана и Иуда. Из раскрытой пасти ада выходят вверх по направлению к Христу праведники, словно притягиваясь невидимым магнитом. Вверху иконы – прекрасный образ Рая и символ Троицы новозаветной.
Путешествие в мир икон дает людям счастливую возможность посмотреть на эти удивительные памятники древнерусского искусства, побуждающие познавать историю христианства и сопереживать ей. И такая неожиданная непохожесть ярославских икон на другие школы оставила в сердцах посетителей этого мероприятия особое впечатление.