Значение надписей для исследлвателя - огромно. Они помогают уточнить дату написания иконы, стиль, дают сведения о работе иконной артели или мастерской, об исторических событиях и лицах.
На выставке есть несколько икон с указанием даты и имени автора. Это икона Богоматери Толгской 1740-х годов письма ярославского священника Иоанна Андреева, образ преп. Кассиана Угличского, написанный в 1739 г. неким Андреем Яковлевым, вероятно, крепостным графов Мусиных-Пушкиных – архивы пока «молчат» о нем. Из пелены забвения всплывает также лишь имя соловецкого монаха Алимпия, чья икона «Свт. Николай» датирована 1782 годом. В 1755 г. известным московским мастером В. Василевским исполнена икона-благословение на брак дворян Тишининых. Поражает таинственностью происходящего в предрассветный час на Иордане, словно написанное с натуры, огромное «Крещение Господне» 1907 года с подписью И.Удалова - скорее всего, потомственного палешанина.
В пространной надписи на обороте иконы «Бог Саваоф и Дух Святой» 1823 года раскрывается судьба иконы и владельца - рыбинского мещанина Василия Титова, ставшего монахом Югской пустыни и завещавшего поставить икону у его гроба. Поступившая из Югской обители икона – свидетельство исполнения завещания. Другая надпись повествует о сугубом молении князя и царского стольника Никиты Ухтомского (?–1716) у иконы «Чудо о Флоре и Лавре». На обороте иконы «Св. князь Александр Невский» читаем трогательную надпись-поминание: «1856 Года 7 апреля в память незабвеннаго отрока Александра Соковнина скончавшегося 1 августа 1855 г.». Предположительно, «отрок Александр» — один из сыновей Н. Д. Соковнина (1801–1869), статского советника, Мологского предводителя дворянства.
Среди надписей на дворянских иконах встречаются благословение от супругов Михалковых слуге на уход в монастырь, благословения детям. На иконах-вкладах в храмы надписи увековечивают имена жертвователей: в частности, некоей коллежской советницы Е. Н. Дурасовой, подарившей в 1807 году икону Богоматери Ахтырской на освящение церкви Димитрия Солунского в Мологском уезде.
Сказания о чудесах от икон разворачиваются в клеймах недавно отреставрированных больших икон «Житие Казанской иконы Богоматери» и «Богоматерь Живоносный источник с чудесами» (обе – первой трети XVIII века). Многозначность символики иконописного языка особенно ощутима в иконе «Богоматерь Благодатное Небо» конца XVIII века из местного иконописного центра Романов-Борисоглебска. В полную силу звучит на выставке тема русского Православного Креста – «…Ангелам слава, бесам язва». Резной из дерева Крест-Распятие 1914 года – плод кропотливого и смиренного труда иеромонаха Тихвинского монастыря Парфения, пожертвовашего свое ювелирно-тонкое произведение из разных древесных пород, стружки, ракушек в Югскую пустынь в память жительства там в юности.
На выставке много памятных паломнических реликвий, местных – образок преп. Дорофея Югского со штампом обители, и привозных – крест из Иерусалима со вставками древесины кипариса, кедра и певга, произрастающих в местах, связанных с крестными страданиями Спасителя.
Надписи на рыбинских иконах нанесены кистью, золотом, выполнены пером, иногда карандашом, процарапаны острием по доске, выгравированы на металле. Психология их различна: полные родительской заботы на дворянских иконах, или долгие как придворный церемониал на венчальной иконе Тишининых, скорбно-поминальные, деловые «клинописные» крестьянские записи, скрупулезно следующие букве Писания, бесконечные, как вериги схимника, — на романовских иконах. Надписи помогают проникнуть в сокровенную сферу взаимоотношений иконы и владельца.
Куратор выставки - сотрудник Рыбинского музея Ирина Хохлова