Каталог крупнейшей в мире коллекции Российского этнографического музея (РЭМ), представляющей культуру еврейской «черты оседлости» - уничтоженной во время II Мировой войны - был представлен в РЭМ 27 января.
Альбом является подробным описанием не только коллекции в целом, но и той части, которая составила постоянную экспозицию, посвященную культуре еврейского народа в РЭМ. Издание каталога поддерживает мировую практику, когда музейные экспозиции подкрепляются печатными публикациями собраний. Учитывая драматическую судьбу «еврейских» коллекций в России, когда они на несколько десятилетий были утрачены для исследователей, считаясь уничтоженными, - невозможно переоценить научную, художественную и социальную значимость проекта.
По словам одного из авторов издания Семена Якерсона, «альбом дает коллекциям «путевку» в вечную жизнь, потому что изданные в таком качестве книги не «пропадают». Однажды в библиотеку «Еврейской теологической семинарии» в Нью-Йорке обратился пожилой человек с просьбой сделать экспертизу некоей книги на иврите, которую его отец привез с войны. Книга оказалось оказалась уникальной инкунабулой XV века, изданной в Португалии, хорошо известной ученым и считавшейся пропавшей. В Петербурге в последние годы так же произошло чудесное возвращение уникальных культурных памятников», подчеркивает исследователь. «В Ленинграде сохранили коллекцию Анг-ского несмотря на то, что советская власть абсолютно задушила исследовала в области иудаики, материалы нигде не выставлялись, исследователи не имели к ним доступа и считали утраченными. Очевидно, действует особый закон, согласно которому сокровища сначала должны пропасть из-за каких-то перипетий, а потом вернуться назад». Публикация коллекций самым наглядным образом иллюстрирует, что именно сегодня «пришло время «собирать камни» и осмыслять то, что мы накопили», говорит Якерсон.
Еврейские коллекции РЭМ насчитывают более 2500 предметов, среди которых ритуальная утварь, костюмы, предметы домашней обстановки, амулеты и обереги, убранство хранилищ Торы, фотографии. Основу коллекции заложил первый исследователь еврейской культуры С. Ан-ский который в 1911 – 1916 гг. возглавил серию первых этнографических экспедиций в губернии черты оседлости – Подольскую, Волынскую, Киевскую. Сотни собранных им предметов стали экспонатами первого музея «еврейской цивилизации», открытого в 1916 году в Петрограде на 5-й линии Васильевского острова и просуществовавшего до 1929 года. Затем коллекция рассредоточились по музеям Советского Союза. Значительная часть предметов оказалась в Музее Этнографии.
Смысл и уникальность коллекции Ан-ского в том, что она представляют утраченную сегодня культуру, представляющую собой сплав мощнейших традиционных слоев: построенная на древних ценностях Израиля, прожившая столетия среди славянских народов и впитавшая пласты этих народных культур. Описанная теперь в альбоме «Еврейские сокровища Петербурга», она (коллекция) рассказывает как одевались, что носили, что пели, как молились, как праздновали, как приходили и уходили из жизни обитатели «еврейских местечек». По словам главного хранителя РЭМ Натальи Прокопьевой, собрание Российского этнографического музея отличается своей цельностью, охватывая весь жизненный цикл человека, - его духовный мир, бытовую и погребальную культуру. Авторы альбома - Людмила Урицкая и Семен Якерсон - не только представили коллекцию, но и вписали ее в контекст еврейской культуры.