НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Новые выпуски в рамках серии «Морфология древностей»

27 января 2010Москва
Морфология украшений
Морфология декора
При создании информационных стандартов данных возможны различные подходы. В одном случае составляются более или менее упорядоченные списки признаков, в другом случае этой работе предшествует анализ информации, содержащейся в этих признаках, и анализ взаимосвязи признаков. По мнению Ю.Л. Щаповой, «полноту информации можно обеспечить, если признаки предварительно изучены, упорядочены и классифицированы».

Методику создания нормированного описания много лет разрабатывают участники семинара «Морфология древностей» с 1989 г. работающего под руководством профессора Ю.Л. Щаповой на кафедре археологии исторического факультета МГУ.

Форма, независимо от сущности предмета или явления, является объектом изучения науки, которая называется морфология. Морфология бывает генетической, исторической и т.д. Для наших целей наиболее подходящей оказалась конструктивная морфология, предмет которой конструкция вещи, форма конструктивных элементов и их взаимное расположение.

Каждую вещь, отвлекаясь от других ее свойств и качеств, можно представить как конечный набор из некоторого (большего) числа конструктивных элементов, составляющих наиболее сложную конструкцию избранной вещевой категории.

В рамках серии «Морфология древностей» вышли выпуски, посвященные описанию проникающих орудий и оружия и украшений, Вне рамок серии вышла книга, посвященная описанию декора. Все книги построены по единой схеме – дается структура описания, классификаторы для описания выделенных признаков, а также словари используемой терминологии.

Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Морфология декора. М.: URSS. КомКнига, 2007

Книга посвящена созданию нормированного описания декора на вещественных памятниках архаических и традиционных обществ.

Мы рассматриваем декор на древних вещах как единую систему, состоящую в свою очередь из нескольких подсистем. Мы не просто выделяем подсистемы, но и объясняем, почему выделены именно они и каков их смысл. При этом речь идет лишь о морфологии декора. Предметом нашего рассмотрения не являются, в данном случае материал, технология изготовления и цвет декора. По нашему мнению, они должны рассматриваться как части соответствующих подсистем. Так, материал декора имеет смысл изучать в рамках изучения материала самого предмета, технологию – в рамках изучения технологии изготовления вещи, цвет – при рассмотрении её цветовых характеристик.

С февраля 2010 г. Книгу можно будет заказать на сайте издательства: http://URSS.ru

Кокорина Ю.Г. Лихтер Ю.А. Проникающие орудия и оружие. Морфология древностей. Выпуск 3. М.-Тула изд-во Гриф, 2010

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой второе издание книги Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Проникающее оружие и орудия. Морфология древностей, вып. 3, вышедшей в 1995 г.

В книге дана структура описания 25 категорий рубящих, колющих и режущих орудий и оружия (вилы, гарпуны, дротики, кельты, клевцы, кинжалы, копья, косы, лопаты, мечи,мотыги, ножи, остроги, пальштабы, пики, рапиры, рогатины, сабли, серпы,стрелы, тесла, топоры, шпаги, штыки,ятаганы).

По вопросу приобретения книги обращайтесь к Ю.А. Лихтер

Щапова Ю.Л., Лихтер Ю.А., Сарачева Т.Г., Столярова Е.К. Морфология украшений. Морфология древностей. Вып. 4. М. Книжный дом Университет, 2007

Книга посвящена созданию нормированного описания различных украшений. Украшения, которые имеют одно назначение — делать тело или одежду красивой, были объединены в группу собственно украшений. Их мы сгруппировали по месту ношения (головные, нагрудные, ушные, украшения рук и пальцев). Отдельно среди них выделена группа украшений универсальных по месту ношения. Категории, у которых «украшательская» функция становится второстепенной, а на первое место выходит утилитарное назначение предмета: соединение и скрепление частей одежды, вошли в группу «детали одежды» (табл. 1). Интересно, что некоторые универсальные по месту ношения категории могут являться и деталями одежды. Например, бусина и бубенчик иногда выполняли функцию пуговиц.

Некоторые украшения можно рассматривать как разновидности более общей категории. Например, частным случаем привесок является бубенчик, медальон, рясны. Вариантом накладки является бляшка. Разновидностями ожерелья являются оплечье, рясны, бармы.

В книге дана структура описания украшений, классификаторы для описания выделенных признаков, а также словари используемой терминологии.

По вопросу приобретения книги обращайтесь к Ю.А. Лихтер

www.museum.ru/N38938
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 22.11.2024  x    ?  


Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru