13 декабря в Музее истории города Ярославля в рамках выставки картин Н.К.Рериха «От России до Гималаев» была представлена программа «Новое планетарное мышление и Россия». Это мероприятие было посвящено памятному дню ухода из жизни Н.К. Рериха (1874-1947). С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», член Международной Ассоциации писателей и публицистов познакомил ярославцев с вехами жизни и творчества великого Мастера гор, как называли Н.К.Рериха в Индии. Прозвучали строки стихотворения поэта Н.Асеева, написанные им 14 октября 1918 года и посвященные Н.К.Рериху.
«… Но верим мы: пройдут года, и ты, чей
упорный взор испепелял века,
восставишь старый, пламенный обычай -
ладью времен вернет твоя рука.
Не нашим поколеньем, быть может,
грядущим - исполнен будет он…»
Беседа «Новое планетарное мышление и Россия», которую представила член Союза композиторов Л.В.Янковская, стала естественным продолжением знакомства посетителей выставки с творчеством семьи Рерихов, пронизанным идеями космизма.
Тайны звездного неба всегда привлекали внимание человечества. Пробуждая мысль, они звали в неведомую даль. Ощущением космичности проникнуты русские сказки, русская народная православная традиция, иконопись.
Именно России предстояло стать первой в освоении космического пространства: первый полет человека в Космос, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый Космос. И именно наша страна совершила грандиозный прорыв в процессе осмысления взаимосвязи человека и Вселенной. Это мировоззрение, которое зародилось еще в Древней Греции, получило название космизма. Его теоретическое оформление в России связывают с «Философией общего дела» Н.Ф.Федорова (1829-1903).
В начале XX века в самых различных областях познания произошли столь кардинальные и стремительные перемены представлений о взаимосвязи человека, планеты и Космоса, что, характеризуя этот грандиозный процесс, ученые называют его Духовной революцией. На смену прежнему социологическому мышлению приходит новое – космическое. Академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Л.В.Шапошникова выделяет три потока, формировавших это новое космическое мышление.
Первый поток представлен группой русских философов Серебряного века, таких как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, В.С.Соловьев и другие. В своих трудах они рассматривали связь внутреннего мира человека, энергетики его духа с окружающим миром, Космосом, осмысливали процессы космической эволюции человечества. Так Н.А.Бердяев писал: «…отношение человека к Космосу определяется тем, что он есть микрокосм, он заключает в себе космос или заключает в себе историю». Е.Н.Трубецкой определил характерной чертой этого мировоззрения «преобладание вселенского над индивидуальным».
В пространстве науки творили такие выдающиеся ученые-космисты, как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, В.М.Бехтерев.
Несмотря на то, что третий поток передовой мысли имел свои истоки в Индии, тем не менее, он был связан с именами наших выдающихся соотечественников – семьей Рерихов и их предшественницей - Е.П.Блаватской. «Краткий философский словарь», подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (2004 г.) так характеризует деятельность Е.И.Рерих: «…Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна …в 20 – 30-е гг. ... написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни-Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока…».
Ведущая эволюционная роль в новом космическом мировоззрении отводилась культуре. Космизм ярко проявил себя в провидческом творчестве художников, музыкантов, поэтов Серебряного века – М.А.Врубеля, Н.К.Рериха, А.Н.Скрябина, А.А.Блока, М.А.Волошина и других.
Система знаний, изложенная в книгах Учения Живой Этики, связана с процессами формирования нового космического мировоззрения, которое легло в основу современной научной парадигмы. Ее особенность – синтез двух направлений в накоплении новых знаний, первое из которых хорошо известно и представляет собою экспериментальную науку. Второй путь к новым горизонтам - вненаучное знание, называемое метанаукой.
В настоящее время новое космическое мышление все чаще становится темой научных работ, диссертаций и представительных международных конференций.
В фильме режиссера Л.Тележко «Сознание накануне революции», фрагметы из которого были показаны в Музее истории города Ярославля, прозвучали размышления академика Л.В. Шапошниковой о космизме, его характерных особенностях и путях появления в недрах русской науки, представленной трудами К.Э Циолковского, А. Чижевского и ряда других ученых. В слайдпрограмме, сопровождавшей встречу, были представлены образы духовных Учителей человечества, написанные Н.К. Рерихом в разные годы. «Космос пронизан Красотой, - утверждает Живая Этика. И формы этой Красоты беспредельно многообразны». Эти слова Л.В.Шапошниковой были проиллюстрированы яркими снимками Космоса и сияющей галереей фотографий цветов, созданных по методу супругов Кирлиан. Особое положение нашей Родины в пространстве мировой культуры, ее высокий научный и творческий потенциал свидетельствуют о широкой и светлой перспективе нового космического мировоззрения как основы науки будущего.
Подробнее. см. работы академика Л.В.Шапошниковой:
http://www.icr.su/rus/about/direction/director/02.php