4 декабря 2009 года в Анфиладе Главного здания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Рабочий и колхозница / Иофан и Мухина», посвященная созданию Павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.
Выставка приурочена к возвращению скульптурной группы «Рабочего и колхозницы» на прежнее место у ВВЦ, где она стояла после своего громкого успеха в Париже. Спустя годы реставрации скульптуру водрузят на специально выстроенный для нее павильон-постамент, вернув ее на ту высоту, которая изначально была задумана авторами Б. Иофаном и В. Мухиной.
Поскольку в нашем Музее хранятся эскизы, архитектурные и строительные чертежи, макеты, а также фотографии Международной выставки в Париже, мы приглашаем Вас познакомиться с историей создания Павильона от первоначального замысла до триумфального получения Гран-При.
С первых эскизов Иофан активно разрабатывает идею здания-статуи, продолжая тем самым идею своего Дворца Советов, представлявшего собой гигантскую статую Ленина на постаменте-небоскребе. В данном случае он опять объединяет архитектуру и скульптуру: ставит на крышу павильона фигуры мужчины и женщины, держащих в высоко поднятых руках серп и молот.
Музей впервые экспонирует самый первый, исходный, вариант скульптуры «Рабочего и колхозницы» (1936), придуманный Борисом Иофаном и исполненный в его мастерской.
В июле 1936 года проект павильона СССР (авторы: Б. М. Иофан, М. В. Адрианов, А. И. Баранский, С. А. Гельфельд, Д. М. Дмитрович, Ю. Н. Зенкевич, Д. М. Иофан, Я. Ф. Попов и В. В. Поляцкий) был утвержден правительством.
Вскоре объявили закрытый конкурс на собственно скульптуру, причем было поставлено условие — руководствоваться идеей и общей композицией скульптурной группы, весьма конкретно определенными уже в архитектурном проекте.
В конкурсе участвовали лучшие скульпторы своего времени: В. А. Андреев, М. Г. Манизер, В. И. Мухина, И. Д. Шадр. Вера Мухина единственная из всех положительно отнеслась к предложению инженера П. Львова о применении в качестве материала нержавеющей стали. Она нашла наиболее выразительную форму воплощения идеи архитектора.
Иофан поддержал именно ее проект, после чего В. Мухина стала полноправным соавтором создания Павильона.