Сложно сказать новое слово в искусстве, трудно найти свой язык в живописи, особенно в пейзаже с его славными традициями и замечательными постижениями бесконечно разнообразных состояний природы многими мастерами кисти. "После Левитана нельзя уже писать пейзажи!", - уверял живописец Малявин. Это благоговейное отношение к проникновенным полотнам Саврасова, Левитана, Нестерова и ко всему искусству, представленному, например, в Третьяковской картинной галерее, хранит в своей душе наш современник - алтайский художник М.Я. Будкеев. И вот мы на его выставке. И наш взгляд, постепенно освобождаясь от скачущих ритмов городской суеты и блеклой обыденности, становится сосредоточенней и глубже, в нем пробуждаются удивление, радость узнавания и открытия в знакомых мотивах свежей прелести, жизненной силы. Горы, лошадки, озера, улицы и дома провинциального города, снова долины, белая лошадь на белом снегу, просторная монгольская степь, цветущий бадан и всадник в степи - как прост и хорош этот мир! Открыл и воссоздал его в пластических живописных образах М.Я. Будкеев. И этим сказал свое слово в искусстве. Безусловно, творчество Михаила Яковлевича Будкеева обогатило искусство Алтая новыми темами и образами, новым художественным опытом, развивающимся на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Живопись художника обращена к современности, жизнь людей и образы природы предстают в произведениях М.Я. Будкеева преломленными через личное лирико-поэтическое мироощущение. М.Я. Будкеев принадлежит к тем реалистам, о творческом методе которых можно сказать словами известного писателя Эмиля Золя: "определить произведение искусства можно только так: это кусок действительности, увиденный через темперамент". В другой раз романист скажет несколько иначе: "Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный через темперамент". Оба определения применимы к творчеству М.Я. Будкеева, так как внимателен и точен взгляд художника и глубока его искренность в понимании изначального единства человека и природы. Разве не в этом убеждает нас выставка? Экспозиция - это спрессованное время, это бесчисленные мгновения, пережитые автором и материализованные им средствами живописи, а еще - это результат неустанного и любимого труда.
Выставка демонстрирует ступени творческого роста живописца. 1950-е, начало 60-х годов - время освоения техники письма, формирования своей живописной манеры, время широких и настойчивых поисков своей тропинки в искусстве. С 1954 года М.Я. Будкеев живет в Барнауле. В 1957 году его пейзаж "Алтай. Выпал снег" был рекомендован на республиканскую выставку. Как художническую удачу и как счастливые дни вспоминает живописец общение в Домах творчества на Байкале и Вышнем Волочке с крупными мастерами изобразительного искусства С.П. Ткачевым, В.М. Сидоровым, В.Н. Гавриловым, К.М. Максимовым. Их профессиональные советы и оценки были полезны и дороги М.Я. Будкееву. Но уроки мастерства вписывались не в пустующую раму - основа творческого метода живописца уже была соткана судьбой и художественными традициями родного края.
Трудно выделить этапные произведения в творчестве М.Я. Будкеева. Его путь в искусстве - нарастание силы и выразительности одной мелодии, в основе которой ясная любовь к жизни. Жизнелюбие, светлое восприятие мира, радость любимого труда, удовольствие от него, доброта и поэтичность выражены в живописи М.Я. Будкеева просто, звучной гаммой красок, естественно и органично. Судьба определила ему быть художником. Михаил Яковлевич Будкеев стал им.
Статья целиком..