В Музее истории города Ярославля с 19 ноября по 27 декабря проходит выставка картин всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. 29 ноября в рамках культурной программы выставки сотрудники Ярославского Рериховского общества И.М.Себелева и А.Р.Тихонов представили посетителям программу «Письмена», посвященную поэзии Н.К.Рериха.
Мир знает Рериха – художника, писателя, ученого, путешественника, общественного деятеля. Но он был еще и ярким, своеобразным поэтом. Причем, в творческой биографии художника стихи занимают особое место. Сам Николай Константинович считал, что именно в них находится ключ к пониманию его пути.
Судьба стихов великого художника необычна. Книга «Цветы Мории»— единственный вышедший при его жизни сборник стихов. Он был издан в Берлине в 1921 году. Все деньги от продажи этой книги Н.К.Рерих передал в пользу голодающих России. В нашей стране долгие годы стихи Рериха оставались почти в безвестности. Лишь в 1972 году в советских журналах стали появляться первые публикации его стихов, а в 1974 году — к 100-летию художника вышло новое издание «Цветов Мории» под названием «Письмена».
«Письмена» Рериха - не просто литературное произведение. Это некие заповеди, обращенные к человечеству. И при этом они требуют от читателя напряженной работы мысли, иначе остаются непонятыми. «Берегли письмена мудрые тайны», - сказано в одном из стихотворений Рериха. А «мудрые тайны» не открываются поверхностному взгляду. Но тому, кто прочтет поэтические откровения Н.К.Рериха вдумчиво, искренне стараясь вникнуть в их смысл, они откроют целый мир мудрости, побуждая к беспредельному пути совершенствования.
В мировой поэзии стихи Рериха стали уникальным явлением. Зарубежная пресса называла их «поэзией тайны, мужества и любви». Леонид Андреев нарек их «северным сиянием», а Максим Горький - «письменами». Один из американских критиков писал, что поэзия Рериха пробуждает духовный огонь в сердце, и сравнивал искания ее героя со средневековыми поисками чаши Грааля. Недаром сборник стихов Рериха в переводе на английский язык был назван «Пламя в чаше».
Рабиндранат Тагор, высоко оценив поэзию великого русского художника, нашел в ней родство с мудростью Индии. Действительно, восточная мудрость стала основой творчества Рериха. В полном согласии с восточной традицией в поэзии Рериха возникает краеугольное понятие Востока – Учитель.
Стихи Рериха, как и многие его картины, являются художественным воплощением идей Учения Живой Этики – основного философского труда Рерихов. По существу книгу «Цветы Мории» следует рассматривать, как своего рода пролог к философскому Учению Живой Этики. Она состоит из трех циклов стихов и поэмы, что символизирует как бы ступени последовательного восхождения человеческого духа к Учителю.
Если человек стремится к духовному совершенствованию, он должен быть готовым к суровым испытаниям на этом пути. О них говорят нам стихи Н.К.Рериха из цикла «Священные знаки». Какие это испытания? Например, испытание непониманием людей, одиночеством, проверка на твердость устремления, на способность охранить сокровенное от любопытствующих невежд.
В стихотворном цикле «Мальчику» собраны духовные уроки, которые необходимо пройти человеку, делающему первые, робкие шаги по духовному пути. Это урок любви и сострадания ко всему живущему на земле, урок избавления от обидчивости и осуждения, урок расширения сознания и другие.
Жить трудно, мой мальчик,
Но помни указ:
жить, не бояться и верить,
Остаться свободным и сильным,
А после удастся и полюбить…
Пожалуй, ведущий мотив поэзии Рериха можно выразить словами одного из его стихотворений: «Подумать о вечном». Обычно наше сознание слишком занято земными проблемами и консервативно, чтобы вместить в себя новое, неизведанное. Иногда необходима коренная перестройка мышления. И суть ее в конечном итоге сводится к простому – необходимо подумать о вечном.
...Брат, покинем
Все, что меняется быстро.
Иначе мы не успеем подумать о том,
Что для всех неизменно.
Подумать о вечном.
В стихах книги «Цветы Мори», по сути, отражен духовный путь Рериха, который является примером для тех, кто стремится к познанию. Делясь с нами собственным опытом, Рерих не навязывает готовых решений на все случаи жизни, а только чутко направляет на путь искания.
В представленной посетителям музея программе стихи Н.К.Рериха звучали на фоне гималайской серии его картин. Живопись и поэзия Мастера всегда находились в тесной взаимосвязи, дополняли и поясняли друг друга.
Закончилась программа стихотворением Н.К.Рериха «Нам?», которое было написано в 1920 году, когда была начата запись книг философского Учения Живой Этики. К каждому из нас обращены поэтические призывы великого мыслителя XX века:
В жизни так много чудесного.
Каждое утро мимо нашего берега
проплывает неизвестный певец.
Каждое утро медленно из тумана
движется легкая лодка, и
всегда звучит новая песнь.
И так же, как всегда, скрывается
певец за соседним утесом.
И нам кажется: мы никогда
не узнаем, кто он, этот
певец, и куда каждое утро
держит он путь. И кому
поет он всегда новую песнь.
Ах, какая надежда наполняет
сердце, и кому он поет?
Может быть, нам?