Со 2 по 6 декабря 2009 года в ЦВЗ Манеж, на 5000 квадратных метрах разместится более 80-ти российских и зарубежных галерей. Они представят целые коллекции и отдельные произведения того, что принято называть «современным искусством» или искусством ХХ-ХХI вв.
Анатолий Зверев, Вера Ермолаева, Татьяна Назаренко, Владимир Немухин, Валентин Окороков, Оскар Рабин, Леонард Туржанский, Виктор Уфимцев, Александр Харитонов, Владимир Яковлев, а также Жорж Брак, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Анри Матисс, Энди Уорхол, – многие из представленных на выставке-ярмарке произведений давно и бесспорно перешли в «раздел» антиквариата… и интересов крупных инвесторов. Но, помимо всякого рода инвестиций, тут всегда можно пополнить свое собрание работой именитого автора или начать коллекцию с произведения хорошего современного художника. В конце концов, приобрести себе что-то вполне интерьерное.
«Традиции русского искусства начала XX столетия дали мощный взлет новому живописному поколению, – множеству больших и малых имен, создающих культуру новой русской пластической живописности. К сожалению, она оказалась в положении героя второго плана, отрицаемого актуальным искусством, похожим по своей агрессивности и нетерпимости на памятное многим искусство эпохи диктатуры пролетариата. Для организаторов АРТ МАНЕЖа важно показать корни нынешнего пластического искусства, берущего свои истоки в традициях и русского реализма, и русского авангарда», – считает куратор ярмарки Ирина Мелешкевич.
ОТ РЕАЛИЗМА ДО АВАНГАРДА
Именно поэтому на выставке представлен специальный проект Клуба коллекционеров изобразительного искусства – произведения живописи I трети ХХ века из восьми частных собраний (куратор – Валерий Дудаков). Здесь есть известные художники: Леонард Туржанский, Николай Досекин, Михаил Матюшин. Но также в экспозицию включены и малоизвестные широкой публике имена.
Звезда художественного общества «КРУГ» Александр Русаков. Члены общества, выпускники ленинградского ВХУТЕИНа середины 20-х, настаивали на возвращении к фигуративной живописи, но были взяты в тиски с одной стороны, беспредметным искусством, а с другой - обезличивающим "советским каноном".
Ева Левина-Розенгольц. Ее трагическая судьба – от учебы у лучших художников своего времени (Добужинского, Голубкиной и Фалька), до десятилетия ссылки в Красноярский край – типична для многих художников. Вера Ермолаева, – едва ли не самая малоизученная и недооцененная фигура среди художников русского авангарда. Так вышло не только из-за того, что она была репрессирована в 1930-е годы и погибла в лагере. Соратница Малевича, одна из организаторов Уновиса (Утвердители нового искусства) была глубоко оригинальным художником, имевшим собственный путь, свои творческие открытия. К сожалению, из наследия Ермолаевой сохранилось немногое. Столь же необычна фигура Надежды Лермонтовой, ученицы Льва Бакста, чье творчество – странная смесь символизма и футуризма.
Ключевой идеей стенда Галереи SHPENGLER является экспонирование искусства «первого» и «второго» авангарда в едином пространстве. И работы это будут одних и тех же авторов: Виктора Уфимцева (1899-1964), Николая Мамонтова (1898-1964), Валентина Окорокова (1891-1974), Анатолия Шугрина (1906-1987). Они принадлежали к поколению, влившемуся в авангард на его излёте, а на пороге творческой зрелости были отброшены в безвестность, в небытие, – искусство их молодости оказалось под запретом. И каждый шел своей дорогой, скрывая порой даже от друзей собственные «формалистические» опыты. Но вектор их движения, совершаемого в одиночестве, почти «вслепую», несомненно, был задан авангардом.
Традиционно серьезную экспозицию «второго» авангарда подготовила галерея ПАН ДАН. В нее включены работы Оскара Рабина, Владимира Немухина, Владимира Яковлева, Александра Харитонова, Анатолия Зверева.
Как видим, русский авангард – и «первой», и «второй» волны – привлекает особое внимание галеристов и собирателей. Надеемся, что и посетители Четырнадцатого АРТ МАНЕЖа сумеют проследить историко-художественные связи, которые тянутся от самого начала прошлого века через его середину – к нынешнему, уже XXI столетию.
ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО НА АРТ МАНЕЖЕ
Отечественное арт-пространство давно уже находится в тесной связи с мировыми пространствами и процессами. Естественно, сегодняшний АРТ МАНЕЖ не обойдет вниманием шедевры западноевропейского искусства ХХ века.
Художественная галерея Zebra Bliss (так называется с 2002 года «Музей Экслибриса») покажет работы Армана (Фернандеса), Жоржа Брака, Мигеля Беррокаля, Сезара Бальдаччини.
Венская галерея Gallery Jackie Mauersberger представит искусство современных европейских художников из Германии, Австрии, Греции и России.
Галерея InArtis представит коллекцию авторской тиражной графики, в которой представлены действительно первые имена мирового арт-рынка, среди них – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Анри Матисс, Энди Уорхол. Известно, что в 70-80-х гг. с ведома и разрешения Энди Уорхола под маркой Sunday B. Morning было напечатано несколько тиражей его знаменитой серии портретов Монро. При печати некоторых изданий применялись подлинные трафареты Уорхола, несколько отпечатков были им лично подписаны. Литографии Сальвадора Дали напечатаны в 1971 году в Atelier Claude Jobin, Paris, France; офорты изготовлены в Ateliers Regal, Fortenay-aux-Roses France. После печати гравюр оригинальные клише были уничтожены. Каждый лист пронумерован и вручную подписан Дали.
ДРУГИЕ СПЕЦПРОЕКТЫ
Галерея КультПроект представляет экспозицию «Юрий Купер. Фактуры» (Часть 1), которая является первой в серии юбилейных выставок художника. В 2010 г. Юрий Купер – художник с мировым именем, известный сценограф, завоевавший славу смелыми и неординарными решениями – празднует свое семидесятилетие.
Московская галерея МАНЕЖ и белорусская галерея Наша покажут совместный проект «Конец света» художника Руслана Вашкевича. Работы Вашкевича ироничны и во многом социальны по своему содержанию. Художник выступает против разделения искусства на жанры, стремясь выйти за рамки классических форм исполнения. И, несмотря на то, что внешне его работы – это все-таки картины, по сути это уже нечто более сложное и многогранное. Часто его работы ведут диалог с классикой, отсылают к творчеству Магритта, Дельво, Виткинда и других художественных идолов ХХ века.
«12 хороших работ» (www.12bestartworks.com) – так называется один из самых необычных проектов на АРТ МАНЕЖе. Он не связан с какой-либо галереей. Это – идея. Начиналась она с того, что 12 современных авторов изображали современными средствами образ Святого Георгия. Сейчас авторов стало в несколько раз больше. Цель осталась прежней: это благотворительный арт-проект в поддержку Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря. Посетители ярмарки впервые увидят величественную фигуру Георгия Победоносца, созданную Татьяной Назаренко. Кстати, именно Назаренко – автор идеи таких передвижных памятников (это как раз скульптуры, вырезанные из фанеры), которые могут быть поставлены в любом месте города.
Фотография на АРТ МАНЕЖе стала появляться все чаще. В экспозиции будет несколько отдельных выставочных стендов: с пейзажной фотографией Алексея Сулоева, работами классика отечественной фотографии Льва Мелихова, с новыми фотоработами V. Korol из циклов «Путешествия по миру» и «Ретромашины». В проекте Genius Loci – Дух места – будет представлена серия большеформатных фотографических работ Эдуарда Сомова, посвященная уголкам старинных европейских городов.
Уже в 14 раз проходит художественная ярмарка АРТ МАНЕЖ. За эти годы она стала необходимым элементом московского мира искусства. Как мадридская ARCO, как кельнская Art-Cologne, лондонская Zоо или же международная американо-британская Scope…
Контакты для СМИ: Аккредитация на вернисаж, предоставление дополнительных иллюстраций и пр. Валерия Галлай тел. 8-915-163-33-60 e-mail:
Контакты дирекции: тел: (495) 692 37 39 ; Ольга Марутян, Ирина Мелешкевич
Вернисаж: 2 декабря 2009 с 17.00
www.expo-manege.ru