К 100-летию Владислава Микоши открывается фотовыставка в «Фотоцентре» на Гоголевском. В ней две экспозиции: «Арктика», посвящённая 75-летию спасения Челюскинцев и «Героический Севастополь» - к 65 летию освобождения города.
Характер – это судьба. Если бы легендарный конооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха.
Владислав Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком – как отец.
На операторский факультет государственного техникума кино (через год – ВГИК) в 1929 году поступил чудом: на экзамены не принёс фотографий, обязательных для допуска к экзаменам. К тому времени фотоаппарата он не держал в руках и снимать не умел. И тем не менее – поступил – оказался среди восьми процентов принятых (из ста, допущенных к экзаменам). Фотографией в институте занимался с увлечением, истово. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники (тоже чудо!) снимал профессионально для газет и журналов. Работу оператора совмещал с фотографией. Так возникла фото-серия «На спасении челюскинцев». Как оператор с того самого 1931 года, когда он стал им, снимал много и по всей стране – от Севастополя до Владивостока, и оставил на пленке такие значимые события, как разрушение Храма Христа Спасителя (1931-1932 гг.), Первая Олимпиада РКК (1933 г.), спасение челюскинцев (1934 г.). И на кинопленке, и в фотографии.
В 1936 году, увлекшись фотографией всерьез, Микоша принял предложение газеты «Известия» и, уйдя из кино, стал ее штатным фотокорреспондентом. Снимал и для других газет и журналов, для ТАСС, для Интуриста, для кого только не снимал…
Цветом в советской фотографии начал заниматься одним из первых.
Война вернула его в семью конооператоров. Но и здесь Микоша был не только оператором и фотокорреспондентом, но и блистательным публицистом, репортажи которого печатались в главной газете Советского Союза – в «Правде», спецкором которой он был всю войну.
Он снимал обору Одессы, Севастополя, Кавказа, Северный и Атлантический конвои, бомбёжку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, бои в Померании и Восточной Пруссии, форсирование Одера, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури»…
Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все что снято им после войны: восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогеса; провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущева с Кеннеди; съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Тито, Гагарина. Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой …
На фото после войны снимал в основном для журналов «Огонёк», «Советский Союз», «Вокруг света»…
В его кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства. Документальность трансфомируется с годами в художественность – это неоспоримый факт.
Выставки Микоши «Арктика» и «Героический Севастополь» (более 200 фото), вместили в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши. Наша выставка – лишь начало «открытия» данного автора в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути.
Не стремившийся при жизни ни выставлять свои работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, - сегодня он словно бы проживает новую жизнь, возвращаясь к нам как признанный классик советской фотографии.
Выставку проводят Объединение «Фотоцентр» Союза журналистов и Московский Дом фотографии при содействии Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов г.Москвы, Ассоциации полярников.