9 октября исполняется 135 лет со дня рождения всемирно известного художника, писателя, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Это событие широко отмечается культурной и научной общественностью как в России, так и в других странах. На Алтае недавно открыт памятник Н.К.Рериху. Проводятся научные конференции, выставки другие культурные мероприятия, посвященные этой памятной дате.
Юбилейные торжества проходят и в старинном русском городе Ярославле, который в следующем году готовится отметить свое тысячелетие.
В Мэрии Ярославля организована выставка, посвященная знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1924-1928 г.г.). Это совместный проект Музея истории города Ярославля и Ярославского Рериховского общества. В библиотеках Ярославля, Рыбинска, Ростова, Данилова, Тутаева подготовлены книжные выставки, посвященные Н.К.Рериху.
В 1903 году Николай Константинович вместе со своей женой Еленой Ивановной предпринял экспедицию по древним городам России, которую он сам называл “поездкой за стариной”. Ярославль был первым городом на их маршруте. Результатом этого путешествия стали 90 этюдов древнерусской архитектуры, которые называют "каменная летопись" Руси, а также его научные труды о древних городищах, литературные очерки, статьи в прессе. Но главное, впервые во всеуслышание мощно прозвучало слово Н.К.Рериха о сохранении русских святынь. Так было положено начало движению, которое впоследствии привело к созданию выдающегося документа ХХ века – Международного Договора по охране культурных ценностей всего человечества – Пакта Рериха, который был подписан в Америке в 1935 году.
Николай Константинович Рерих помнил и любил Ярославский край. О приезде художника в город писала газета «Северный край» № 145 от 5 (18) июня 1903 г. На нескольких своих картинах Рерих изобразил памятники ярославской земли, Он провел археологические раскопки на Сарском городище близ Ростова Великого. Найденные предметы были переданы затем в Эрмитаж. Известна дружеская переписка Рериха с хранителем Ростовского музея И.А.Шляковым. В своем очерке «Тихие погромы» художник возмутился неумелой реставрацией Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. До сих пор актуальна его статья «Церковь Ильи Пророка в Ярославле».
Во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих искал общие истоки древней славянской и индийской культур. Будучи в Индии, в княжестве Сикким Рерих, вспоминая Ярославль, пишет: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись…». Дворец махараджи в Кашмире также вызвал у Николая Константиновича воспоминания о России и Ярославском крае: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменистые лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки «с поклоном», резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?»
4 октября 2009 г. в Музее истории города Ярославля состоялась праздничная программа, посвященная 135-летию Н.К.Рериха. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры». В нем приняли участие жители города и гости из Рыбинска, Данилова, Тутаева.
Программа началась музыкой Баха и Чайковского в исполнении члена Союза композиторов России Янковской Л.В. Председатель Ярославского Рериховского общества Скородумов С.В. рассказал слушателям об огромном вкладе Н.К.Рериха в мировую культуру и о связи его деятельности по защите памятников старины с Ярославским краем.
В рамках праздника сотрудники Ярославского Рериховского общества Себелева И.М. и Тихонов А.Р. представили посетителям Музея видеопрограмму «Странник Светлого града». Речь шла о теме художественного творчества, которая проходит через все годы его жизни – Россия.
Рерих знал, что великое прошлое России, овеянное Красотою и Подвигом, хранит в глубинах тысячелетий те духовные Вехи, которые, как маяки в бурю, так необходимы сейчас мятущемуся человечеству. К России обращены его вдохновенные слова: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять". И сам художник всегда оборонял свою родину средствами своего искусства.
«Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия…» - утверждал Рерих. И в своей «русской серии» он ярко отражает свою «незабываемую» Россию. Участники праздника в музее смогли увидеть на экране картины Николая Константиновича, посвященные Древней Руси, русским богатырям, героям, святым и подвижникам – «Святогор», «Микула Селянинович», «Илья Муромец», «Богатыри проснулись», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», «Святой Николай», «Святой Сергий Радонежский», серия картин «Санкта» и др. В них художник раскрывает лучшие черты русского характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование и видит опору народа, как в мирных трудах, так и в битвах.
Н.К.Рерих очень взволнованно воспринимал сообщения о тяжелых испытаниях, выпавших на долю русского народа во время Великой Отечественной войны. В эти годы с новой силой на картинах художника встают образы русских героев, отстаивавших ее независимость в борьбе с врагами – «Александр Невский», «Поход князя Игоря», «Настасья Микулична», «Победа».
Рериха всегда интересовали страницы строительства России. Города, которые посетил художник в начале века, имели отношение к этим строительным моментам. На полотнах Николая Константиновича 20-х – 30-х лет возникают церкви, часовни, храмы. Сам художник отмечал, что храмами, как путеводными знаками, белеет Русь. Белеют ими и полотна Рериха – «Старый Псков», «Часовня Сергия», «Сам вышел», «Звенигород» и др. Кроме картин Рерихом были созданы десятки эскизов для наружного и внешнего убранства шести храмов, прекрасные росписи и мозаики.
Картина Н.К.Рериха «Странник Светлого Града», созданная им в 1933 году вдали от родины, посвящена русскому народу, ищущему истину. Странничество – это особенность характера русского народа. Странники искали Царства Божия на земле, они породили в сознании народа идею духовного подвига во имя близких и дальних. Странники жили в русских мыслителях, писателях, героях. Философы Серебряного века считали, что они содействовали духовному продвижению народа. «Именно этому великому народу дано и великое слово «подвиг», ни в одном ином языке нет такого понятия», – писал Н.К. Рерих.
В зале музея, где проходила праздничная программа к юбилею Н.К.Рериха, была организована выставка его трудов и изданий, посвященных его многогранному творчеству.
«А хорошо быть русским, хорошо говорить по-русски, хорошо мыслить по-русски», – в этих словах Н.К.Рериха, написанных за год до его ухода, по сути, заключён духовный завет, оставленный нам великим мастером, который своей самоотверженной жизнью и светоносным творчеством слагал «России будущей чудную повесть».