НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Рваное время" Андрея Белле

c 13 по 31 октября 2009Санкт-Петербург

Андрей Белле

Андрей Белле живёт в рваном ритме: то анахоретом месяцами пропадает в своем загородном доме – мастерской, то ведёт светскую жизнь – зависает на многочисленных тусовках и сам их устраивает у себя на Островках, а то возьмёт и улетит с друзьями – А.Макаревичем, А.Розенбаумом и пр. - в самые экзотические страны, заниматься дайвингом. Но не только этим определяется ритм его жизни. Как художник Белле путешествует по времени. Собственно, занимаясь тем же дайвингом – плывет себе по временным потокам, пробираясь между водорослями, разгребая руками песчаные наносы, высматривая что-то свое, единственное и единственно ему необходимое. Собственно, предмет этих навигаций – некая оптика, характер видения, ситуация смотрения. Думаю, Белле удалось реализовать эту установку пластически: в его работах отношения с предметом всегда выстраиваются не напрямую. Всегда есть ощущение «сквозь», наличие некого оптического плана, преломляющего изображение и не позволяющего вступить с ним в непосредственный контакт. Так происходит с женскими образами Белле – многолетней серией, собственно, и составившей ему имя. «Женщина Белле» – это, конечно, femme fatale, без отсылок к fin de siècle здесь не обошлось. Однако и о прямой стилизации говорить не приходится. Наличие оптико-временной линзы даёт особый излом формы. Как пишет А. Эткинд, “символизм делал материалом творчества глубокие уровни и измененные состояния сознания, ранее остававшиеся как бы вне культуры: сновидные, медитативные, наркотические, гипнотические, протологические”. Думаю, Белле нашел адекватную форму не столько этим состояниям сознания, сколько нашим представлениям о них. Точнее, той суггестии загадочности, опасности и соблазна, которой в наш прагматичный век трудно противостоять.

Снова вернусь к опыту «подводной навигации». Вода как бы процеживается зрением, оптическое соединено с тактильным. Этот опыт сыграл большую роль в работе над проектом, который Белле выполнил совместно с А.Макаревичем. Его можно отнести к разряду photo-based art: серия старых фотографий – кабинетных, визиток, снимков на документы - апроприирована живописью. Фотография и некая живописная субстанция. Собственно, эта субстанция и визуализирует, материализует временной поток. Никаких реалий, предметностей, даже намёков на материальность объектов. Материализуются не детали, а само течение времени. В этом дыхании до-формы или пра-формы - метафорика исторического потока как совокупности нематериальных эманаций: неосуществлённых желаний, нереализованных вызовов, ничем не окончившихся порывов. В работах последнего времени, особенно в коллажах, ритм вживания в образ далек от плавности и равномерности. Это действительно рваный, прерывистый ритм, оправдывающий название настоящей выставки – рваное время. Во-первых, коллаж как таковой предполагает некую разорванность картины мира. Но главное – настроение самого художника. В его работах тематизируется противоречие между цельным, домашним, эстетически привлекательным и любовным – и разорванным, разбитым, расслоенным. Разорванным пополам или вообще на кусочки оказывается и натюрморт или интерьер в их жанровой определенности, и эстетика уютного артистичного дома, и само желание (репрезентированное в образах обнаженной натуры): «разбилось лишь сердце моё».

В коллажах Белле живут и центробежные, и центростремительные силы: склеится ли его мир снова в единое целое, или распадётся на тысячи осколков, - гадать зрителю…

Александр Боровский,

заведующий отделом новейших течений

Государственного Русского музея,

Санкт-Петербург

www.museum.ru/N37958
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.03.2025  x    ?  


Выставка «Венценосные коллекционеры. К истории императорских Арсеналов» в Выборге

"Вдали от родимой земли…": флот в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Сумма разностей. Выставка группы "1/2" в особняке Румянцева

Выставка «СВОЯСИ. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее

«Наследие». Предисловие к коллекции. Выставка художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова

Выставка Алмонда Чу «Парад / В будущем»

Программа к 550-летию со дня рождения Микеланджело в Пушкинском музее

Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского

Выставка «Верности клятве вашей – бессмертие…»

Валерий Юрлов. Опыты умозрения

К 85-летию Иосифа Бродского. Цикл лекций "Выбор Бродского" в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Игры престола» в Новосибирском краеведческом музее

Наталия Турнова. Непарадный портрет

Персональная выставка Николая Медведева "Я хотел сказать о простом"

Предвоенная жизнь в графике Льва Александровича Юдина

Юлия Косцова «Сад моих сновидений»

Выставка "Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова"

Иван Михайлов. Пространство тишины

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Презентация каталога «“Узоры золота на стали...” Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков»

От Арктики до Антарктики. От Гренландии до Русской Америки

Презентация издания «Архитектор Евгений Левинсон» в Музее архитектуры

Евгения Тут. Медленные берега

Андрей Исаев "Живопись как живая модель мира"

К 135-летию архитектора К.С. Мельникова. Две выставки в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Выставка «Красота Победы» в Музее Победы

Широкая Масленица в Архангельском

Иркутский музей декабристов приглашает на Масленицу

Выставка "Жалоб нет" в Тульском историко-архитектурном музее

Масленица в Музее Эрьзи

Масленица в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова

Масленица в Константинове

Масленица в Тульском музейном объединении

Масленица в Петропавловской крепости

Масленица в Музее «Г.О.Р.А.»

Выставка Анатолия Белкина "Буквальные связи" в Центре современного искусства AZ/ART

Масленица в Муранове

Широкая Масленица в Псковском музее-заповеднике

«Душа ль ты моя, Масленица» в Константинове

Масленица в Суздале


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru