Выставка приурочена к двум значимым для русской культуры датам - 170-летию со дня основания «Рисовальной Школы для вольноприходящих»
и 135-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, который в начале ХХ века (1906-1917) был директором этой Школы, известной в те годы как «Рисовальная Школа Императорского Общества поощрения художеств».
История этого учебного заведения, сама по себе необычайно интересна и связанна со многими значимыми для отечественного искусства именами: здесь в разное время преподавали И.Крамской, П.Чистяков, П.Клодт, И.Горностаев, М.Месмахер, А.Щусев, В.Щуко, И.Билибин, А.Рылов; здесь начинали свой путь в искусстве И.Репин, В.Верещагин, М.Добужинский,
М.Шагал, П.Филонов... В качестве ретроспективного акцента на выставке представлен ряд редких фотографий конца Х1Х – начала ХХ века.
В этот период Рисовальная Школа ОПХ располагалась в здании по адресу Большая Морская, 38. Именно поэтому открытие выставки в залах Союза художников, в «родных» когда-то стенах – вдвойне знаменательно для всех, кто ныне работает в художественном училище им. Н.К.Рериха, наследующем художественные и педагогические традиции Рисовальной Школы прошлых лет.
На выставке представлены живописные, графические и скульптурные работы художников разных поколений. Среди них и заслуженные, известные петербургские художники и молодые, недавно пришедшие в училище в качестве педагогов. Все они вполне успешно работают в рамках своей собственной тематики и художественной манеры, несмотря на то, что значительную часть своего времени и творческих сил отдают преподавательской деятельности в стенах училища им. Н.К.Рериха.
Жанровое и тематическое разнообразие работ, представленных на выставке, позволяет говорить не только о наиболее характерных тенденциях в работах современных петербургских мастеров, но и о высоком уровне их профессиональной активности. Они много и плодотворно работают в русле продолжения и развития русской реалистической традиции в искусстве, связывая свои творческие устремления как с непрерывным индивидуальным творческим поиском, так и с педагогической работой, с общением с молодежью, видя в этом залог современности и неустанного творческого обновления.