ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ БЕДЕКЕР АЛЕКСАНДРА ТЕРЁХИНА
Фотографии Александра Терехина – путевые заметки любопытствующего вояжера – увлекают и затягивают. Более ста цветных снимков из полусотни российских городов – наследие путешествий одного фотографа – открывают места, иногда совсем не известные, а иногда до боли знакомые. Терехин где-то избегает, а где-то заигрывает с открыточной эстетикой и календарной образностью – но в любом случае его взгляд отказывается от статики: на первом плане его снимков может оказаться поляна одуванчиков или старушка в голубом плаще, красный зонт или следы в снегу, что в принципиально меняет визуальное восприятие архитектурных шедевров, которые и должны были бы стать его главными героями.
Камера фотографа то поднимается высоко над кремлевской стеной, обозревая широкую перспективу облаков и соборов, то вдруг наводит фокус на детали – стенные барельефы, дверные замки, бревна забора… Деревянное зодчество и древнерусские храмы, классическая и барочная архитектура, дворянские усадьбы и мещанские дома, Владимир и Муром, Карелия и Чувашия, Талашкино и Хмелита – все вдруг начинает оживать и складываться в мозаику одного, пусть дробного и пестрого, образа.
Анна Петрова
ПАМЯТЬ МЕСТА В ФОТОГРАФИЯХ АЛЕКСАНДРА ТЕРЁХИНА
Память! Ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня.
Ты расскажешь мне о тех, кто раньше
В этом теле жили до меня…
Н.С. Гумилев «Память»
Странные бывают случаи в жизни, причем не с какими-то особенными людьми происходят они, а порой едва ли не с каждым из нас. Приезжаешь в какое-нибудь незнакомое место – в город или на луг у реки – и кажется, что ты здесь уже был когда-то. Подобные чувства я переживал сам, путешествуя по России. В этом, может быть, и заключено чувство родины. Такие же чувства могут рождать и книги, показывающие избранные автором здания и пейзажи. И когда переворачиваешь страницу, возникает такое же сладкое чувство узнавания. Подобное случается, когда фотограф снимает то, что действительно любит, понимает, допускает себе в душу и хранит в ней. Это относится ко многим кадрам Александра Терехина, в которых отражены личные впечатления от знакомства с самыми разными уголками России, удивительными по красоте ландшафтами и архитектурными памятниками – прославленными или полузабытыми.
Исторические памятники в работах Терехина представлены шире и разнообразнее пейзажных зарисовок. Фотограф снимал русский Север и Сибирь, волжские города, Псковщину, пушкинские места, Владимирскую и Смоленскую земли, Подмосковье. Здесь и оснеженные дворянские усадьбы с непременными колоннадами, ротондами и флигелями, и купеческие или мещанские дома, вставшие вдоль слегка сгорбившейся улицы и веселящие глаз разнообразием узоров и яркой раскраски, золотящиеся своим деревянным великолепием Кижи. Вот перед зрителем появляется темный, изощренный лик Спасителя на церковном фронтоне, созданном талашкинскими мастерами в смоленском имении княгини Тенишевой. Терехин показывает радостную и одновременно серьезную, хранящую древнюю, еще языческую память народную резьбу, укращающую дома Городца на Волге или владимирского Гороховца. Он умеет точно и тонко, сохраняя цельность образа, передать характер древнейших построек северо-восточной Руси – Кидекши и Переславля Залесского, величественных монастырей-крепостей Суздаля и более скромных, но как-то крепко и уютно «сбитых», не менее прославленных обителей Мурома. Фотографии Терехина запечатлели исторические ансамбли, города и монастыри, древнерусские, барочные и классические церкви, живописные купеческие хоромы XVII столетия, постройки пышной эклектики XIX века, и, кроме того, замечательные детали и малые архитектурные формы: ограды дворянских усадеб, старинные кресты, хранящие воспоминания о давно ушедших людях и событиях.
Фотографические путешествия Александра Терехина достоверно и с изяществом передают особые образы достопримечательного места, подчеркнуто личные, исполненные искреннего, ненавязчивого, скорее даже сдержанного лиризма. Благодаря своему разнообразию они не только говорят о полюбившихся автору памятниках, но «работают» вместе, создают единое и, на мой взгляд, хотя и субъективное, но очень точное и современное впечатление о красоте России, ее исторической памяти.
Д.О. Швидковский,
ректор Московского архитектурного института,
вице-президент Российской академии художеств