Деформация, латинское слово, означает отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы.
Деформация, как способ отношений с миром и отражения последнего, присутствует в нем с далекой древности. Например, во многих примитивных культурах был распространен обычай умышленной деформации черепа и различных частей тела людей. Это было культурной традицией, имеющей определенное религиозное обоснование. Переселенцы с Востока образовали так называемые варварские королевства на территории Западной Европы, которые в каком-то смысле послужили прообразом современных европейских государств. Именно во многих из них использовалась искусственная деформация черепа.
В искусстве, в 19 веке художники постепенно отходят от реализма, от узнаваемого показа действительности к отображению субъективного ее восприятия, когда все больше проявляется деформация образов.
Известный колумбийский художник Фернандо Ботеро говорит: «В искусстве, пока у вас имеются идеи и мысли, вы стремитесь изменить природу вещей. Искусство есть деформация.»
Следует отметить, что деформация ни в коей мере не равнозначна искажению. Наоборот, она является средством и условием познания. В равной мере искусство именно потому, что оно есть познание жизни, всегда – и деформация ее.
В своей новой выставке «Деформация» художник ОЛЕГ ГУРОВ представляет новые работы – скульптуры и картины, посвященные теме деформации. Причем, искаженные черты лиц и фигур людей следует понимать не буквально, а скорее как средство художественной выразительности.
С легкой иронией автор отстаивает свое право на индивидуальное субъективное восприятие окружающего мира и происходящих в нем процессов и призывает зрителей прислушиваться к собственному голосу и формировать собственное мнение относительно происходящего вокруг нас.
Магазин париков
я когда-то проходил мимо
манекены были с лысыми головами
их глаза блестели как у крысы
с улыбкой Джоконды
в неестественных позах
кто-то без уха
кто-то без носа
пара голов брошена оземь
их пытали казнили
без слов и вопросов
в стекле фигуры отражение
искаженное
склонное к деформации
зовущее к мутациям
образ веры сублимированный закатом
и чем-то невидимым
но несомненно рядом
(Стихотворение Олега Гурова)